Признание. Как воздух свежий, оно необходимо всем, чтобы дышалось легко, свободно.
Мы – солдаты кинематографа, вернее, в армии кинематографистов — рядовые «в запасе», всегда ждём своего часа, мы на подхвате. В кино нас приглашают нечасто, смотря какой типаж и возраст актёров нужен. Актёры массовых сцен – так официально нас называют в последнее время. Мы играем сами себя: толпу, одиноких прохожих, отдыхающих в пансионатах, парках, на пляже, в больнице — больных и ухаживающих за ними нянечек, посетителей больниц и даже врачей. Мы везде там, где кипит жизнь: на базаре играем продавцов торговых точек и покупателей, или в эпоху очередей — стоящих в очереди за дефицитным товаром. Уезжающих и встречающих на вокзале, пассажиров автобусов, машин, самолётов, зрителей в театре или в концертном зале, болельщиков на стадионе. Люди не задумываются в жизни, как правильно ходить, стоять, сидеть, бежать, лежать, ползать, плавать, лезть в гору и иногда даже падать. Так и мы, изображаем людей такими, каким каждый из нас является: молодыми, среднего возраста, возраста «синьоры». По своим возможностям живём в кадре, делаем всё самым естественным образом. Если бы не нравилось быть фоном для других актеров – настоящих, порой талантливых, известных, возможно, мы давно бросили это дело. Или сами бы выучились и стали актёрами не массовых сцен. Но у каждого из нас есть своё дело в жизни: кто-то ещё учится в школе или университете, есть мамочки, воспитывающие детей, и дети, которых привели на съёмки родители …
Тот, кто постарше, работают продавцами, водителями, менеджерами, инженерами, врачами. Есть военнослужащие, юристы, художники, музыканты, поэты, писатели. Кто-то преподаёт в ВУЗе или зарабатывает на жизнь фотографией, некоторые даже сами снимают кино. Много пенсионеров, ведущих активный образ жизни. Все эти люди – творческие, без исключения!
Главное и первое правило, когда приходишь сниматься в кино, об этом вас сразу предупреждают: чётко выполнять все указания режиссёра и не смотреть в камеру. Мы играем жизнь, такой, какая она есть. Нет ничего легче: просто жить. И нам это нравится!
Встреча 1. Рабочее название фильма «После убийства». В прокат 12-ти серийный психологический детектив вышел под другим названием – «Научи меня жить».
Его премьера состоялась 23 ноября 2016 года. Режиссёр Валентин Донсков.
2015 год, пока ещё фильм снимается, лето, очень знойный август. Нагретые за день воздух и стены дома долго держать тепло. С вечера не уснуть, духотища. Открытые настежь окна и даже мокрые простыни, которыми мы укрываемся ночью, а они моментально высыхают, ничего не помогает. Прохлада приходит под утро, когда пора вставать: в семь утра нужно быть на съёмочной площадке. Хорошо, что всё собрано с вечера: три комплекта одежды и обуви, головные уборы. Фильм о событиях 70-х годов, нас предупредили, что, соответственно, летняя одежда должна быть: старомодная, не броская, расцветка не яркая. До центра добираюсь троллейбусом, он пока полупуст, а город уже пробуждается. Очень люблю чуткую утреннюю тишину, прохладу умытых дорог и тротуаров, окна, отражающие нежные краски взошедшего солнца, красивых и по-утреннему свежих людей, спешащих кто куда. Выхожу на площади Лазарева, причал Артиллерийской бухты остается позади, мне идти на горку. Сбор назначен на улице Капитанской, на пути ориентиром служит взорванный дом. Затяжной подъём, давно не была здесь, пока мало что изменилось с тех пор, только новое покрытие шоссе и обустроенная площадка около памятника Солдату и Матросу. Памятник долго ругали в прессе, предлагали снести. Но… стражи города стоят!
Со стороны моря хорошо видно, что они начеку. История показала, видимо, судьба этого места такая, непременно нужно было что-то снести здесь. И снесли! Только чуть подальше от стражей, на развилке дорог в яхт-клуб, там был одноэтажный магазин. Его развалили и начали строить (как выяснилось позже, незаконно) монолитный высотный дом! Вот это загадочное место и подчистили дважды. Причём с первого раза почти выстроенная высотка не рухнула. Только наклонилась на бок, как Пизанская башня. На следующий день рванули по-настоящему. Весь город наблюдал за необычайным событием. В прессе и интернете опять велась дискуссия, была ли необходимость действовать так радикально.
И сейчас мой ориентир — до основания разрушенный дом — совсем рядом. Но пока с высоты холма видна Мартынова бухта, дикий пляж, на который мы в детстве бегали купаться и ловить сачками, так называемых, «усиков» — мелких черноморских креветок. Яхт-клуб КЧФ, слава Богу, возрождается, ожил, ведь когда-то в Севастополе проходили все самые значимые парусные гонки Союза. В этом яхт-клубе, повзрослев, мы учились семафорной азбуке, вязать морские узлы и управлять парусными судами, мечтая со временем состязаться с самим Валентином Манкиным!
О том, что я пришла на улицу Капитанскую, говорит рабочая обстановка: большие машины и трейлеры с киносъёмочной техникой, реквизитом, фургоны-прицепы, всякие щиты и панели для света, короба, мешочки с песком, провода на земле и в воздухе. Деловитые люди, одетые немного экзотически, развёртывающие и проверяющие всю кинотехнику. В утренней тишине раздается мерный гул из длинного фургона, похоже, это генератор — аккумулятор, дающий электропитание для техники.
Семь утра, а у киношников, так ласково мы называем киносъёмочную группу, уже почти всё готово для съёмок. Все такие бодрые! Интересно, когда они спят?
Нас встречает ассистент режиссёра и отводит в сторону от домов — там начинаются огороды жителей. Под ногами земля, трава, ещё в росе, сидеть почти не на чем, всего два свободных стула. Впереди предполагаемая 12-ти часовая рабочая смена… Молодёжь уступает один стул мне — я самая возрастная в группе.
Здесь в тени деревьев установлена палатка черного цвета с монитором (playback), откуда режиссёр подаёт команды на площадку и отслеживает процесс съёмок кадров кино. Где-то неподалёку уже снимается какая-то сцена фильма – нас просят соблюдать тишину.
Надо отметить, что натуру для съёмок выбрали абсолютно верно. Тихий район в центральной части города, дома послевоенных построек в два-три этажа с толстыми стенами, фасады с осыпавшейся штукатуркой, попадаются ещё деревянные рамы окон с выгоревшей облупившейся масляной краской, цветочные клумбы, разбитые во дворах, короб песочницы, старая беседка и некрашеные деревянные скамейки. Всё, доставшееся из легендарных семидесятых, только тогда фасады, рамы, двери, беседка и скамейки были новее. В те времена следили за внешним обликом домов и дворов. Около домов плодовые деревья, кусты отцветших сирени, жасмина, посаженных заботливой рукой человека. Акация, софора, багряник, уксусное дерево, кустарники и трава, хоть местами и пожухлая, – всё, создающее оазис прохлады в зной. Мы убедились в этом, ожидая съёмочного процесса, сидя в тени деревьев под лёгким ветерком с моря.
Костюмеры проверяют наши домашние «заготовки» — одежду, которую мы принесли с собой и одели для съёмок, если необходимо, то переодевают в одежду из костюмерной. Только им известно, как должны быть одеты все актёры, снимающиеся, именно, в этой предстоящей сцене. Гримёры, парикмахеры следят за тем, чтобы наш макияж и прически соответствовали эпохе того времени. Наша группа небольшая, всего 5 человек, из знакомых только Юрий Перминов. В жизни, он окончил когда-то Николаевский судостроительный техникум, работал мастером по специальности, сварщиком 4 разряда. Теперь иногда снимается в кино. Ещё три актёра массовых сцен – девочка и два парня из нашей группы, остальные — жители домов, где будут проходить съёмки фильма, среди них, дети.
Ждём достаточно долго. Наконец нас зовут на съёмочную площадку и расставляют по местам: по команде «Начали!» три человека пойдут отсюда, два других им навстречу. Сегодня особых задач для массовки не ставят: нас мало, мы просто «живём» в этом районе, спешим по своим делам, кто на работу, кто за покупками. Все из массовки будут изображать сами себя. Кто-то притащил из дома лестницу-стремянку, чтобы, то ли «вкрутить лампочку у подъезда», то ли «вымыть окна с улицы», этаж-то высокий – цокольный. Старик с тележкой-коляской «пойдёт за покупками», дети, пока со смартфонами в руках, сбились в стайку, обмениваются новостями, а в кадре они будут бегать по улице, играть, как все советские дети. Всё должно быть правдоподобно, иначе, зачем мы нужны, если не умеем это делать? В кино, как в жизни, из таких маленьких точных деталей складывается общая достоверная картина, и зритель поверит.
О том, что скоро начнётся съёмка, можно понять по появлению больших настоящих актёров: Игоря Скляра и второго, я не знаю его имени, но недавно по ТВ прошёл сериал «Нюхач» и актёр запомнился!
— «Тишина на площадке!» — раздаётся команда для всех. Начинают снимать первую репетицию. После этого ассистент режиссёра – молодая девушка, которая работает с нами, немного корректирует наше движение: кто за кем идёт, в каком порядке, с какой скоростью. Камера оператора на репетиции, как бы примерялась на нас в кадре, следующий дубль будет уже вместе с актёрами, важно, чтобы все движения были согласованы.
Улучив минуту, пока мы не снимаемся, спрашиваю девушку-ассистента: «Как зовут актёра, который играл «нюхача»?
— Кирилл Кяро. Переспрашиваю её, фамилия не на слуху, уж больно необычная!
— Кяро. Кажется, он родился в Эстонии.
Мы почти никогда не знаем, с кем в день съёмок будем играть… Судьба, порой, преподносит неожиданные встречи. Игорь Скляр играет в этом фильме следователя на пенсии. Кирилл Кяро – психиатра-консультанта. Не буду раскрывать сюжет фильма, лучше посмотреть его самим. В сцене, где мы снимаемся вместе с актёрами, они приезжают на машине ГАЗ-24 — одна из моделей советской «Волги», выходят из неё, идут и разговаривают между собой. Потом возвращаются к машине, садятся в неё и уезжают. Рабочий процесс продолжается: каждая сцена снимается по несколько дублей, мы, по требованию второго режиссёра, который работает с массовкой, успеваем переодеться в другую одежду.
Мы ходим, дети бегают, жители облагораживают свой дом, а солнышко во всю силу светит и греет. День выдался очень жаркий! Трудней всего актёрам: Игорю Борисовичу – так его называют все без исключения на площадке, и Кириллу, он без отчества. Рубашка у Игоря Борисовича в полоску, из льняного полотна с синтетическими волокнами. Я помню, такие носили, они не мялись, воротник держал форму, но летом в них, безусловно, очень жарко! Кирилл сосредоточен, в его руках я замечаю сценарий, роли у наших актёров со словами. Когда Кирилл выходит из «Волги», его белая бязевая рубашка, особенно, на спине мокрая, прилипает к телу. Автомобили в те времена были без кондиционеров.
И пока камера переставляется и готовится для съёмок сцены, все актёры остаются на площадке. А гримёры, парикмахеры, ассистенты звукорежиссёра, костюмёры направляются к актёрам, чтобы поправить им грим, причёски, микрофоны, костюмы.
Правило второе: во время киносъёмочного процесса не подходить к актёрам с просьбой сфотографироваться с ними или сделать селфи, не отвлекать разговорами, поскольку те входят в образ или учат роль.
Я всегда придерживаюсь этого правила. Но, когда актёры так близко, рядом, невольно наблюдаешь и за их игрой, и за тем, что происходит на площадке.
Костюмер уговаривает Игоря Борисовича что-то сделать с рубашкой: или заменить её точно такой же, или высушить. Но Скляр бодр и весел, шутит и отказывается. И костюмер, тем временем, направляется к Кириллу и, не снимая с него рубаху, высушивает её, принесённым на площадку, феном. И так, раз за разом, после каждого дубля. Актёрам, обоим заменяют крошечные микрофоны, они незаметны и крепятся на рубашке в районе груди. Это необходимо делать часто, потому что во время сцены идёт запись диалога, который ведут между собой герои фильма, и звук должен быть чистым. Хлопушка помощника режиссёра фиксирует дубли — всё отснятое в этот день. Команда снимает очень быстро. В руках нашего ассистента режиссёра я замечаю протокол съёмок каждого эпизода фильма: всё, кажется, расписано посекундно и поминутно. Первый раз вижу такую слаженную работу команды, мы не выходим из графика! И это приятно, возможно, наша рабочая смена сегодня будет короткой.
Пока заминка, и у меня опять есть время понаблюдать за Игорем Борисовичем, какой он в жизни. Это – живая легенда кино, и в двух шагах от меня! Актёр очень позитивный, светлый, хороший человек! Прекрасно выглядит, держится легко, непринуждённо, видно, он из тех людей, которые могут создавать настроение себе и заряжать им окружающих! Бесценное качество. Какие-то люди, проходящие по площадке, здороваются с ним, и все неизменно с большим уважением: «Добрый день, Игорь Борисович». Я вижу, как смеются и смущаются от его шуток девочки из киносъёмочной группы, он всех знает по именам. По дороге, где проходят съёмки, идет молодая женщина, в руках пакеты, похоже, с продуктами. Завидев её, Скляр первым здоровается, называя по имени, спрашивает про работу, как закончился вчерашний день, и говорит что-то в духе этого: «Иди, поздороваемся с тобой, как следует… Обнимемся…»
Девушка смущена и отнекивается: «Что Вы, Игорь Борисович, я не могу — вся жаркая, потная»
Скорее всего, она только что пешком взобралась на эту гору. Непонятно, транспорт сюда или не ходит, или промежутки между рейсами большие…
Аргумент не принимается, актёр развеселился не на шутку: «Давай-давай, обнимемся. Пар кости не ломит!»
А знаете вторую часть этой поговорки? «Только тело наводит» — так говорила моя мама.
Игорь Скляр – наш человек! И они обнялись!
Ждём команды режиссёра, он в чёрной палатке решает: снимать дальше или дубль удался и всё получилось? Но к съёмке актёров готовят.
После очередной замены микрофона, поскольку он становится влажным под тканью рубахи, Игорь Борисович обращается ко мне: «И что, скажите, у нас лёгкая работа?»
Он так и сказал: «у нас»… Я помню Правило № 2. Но, когда с тобой хочет поговорить сам Скляр, глупо отмалчиваться!
— Не скажи, — эго подбирает умные слова. – Это только со стороны кажется, что профессия романтическая, путешествия по городам, странам, слава, узнаваемость, красная дорожка, призы кинофестивалей.
Умышленно не произношу слова «наша». Потому что имею в виду актёров, которые преданы профессии лицедея, безусловно. На тот момент у меня всего девять лет, как заглянула в мир кино только «одним глазком». Игорь Борисович развивает мысль и продолжается моё знакомство с этим удивительным миром…
От переполнявших меня эмоций, не удалось в точности запомнить все слова, которые произносил тогда мэтр, мы говорили в диалоге, хотя я больше слушала. Но после общения с ним у меня в голове окончательно прояснилось: даже самые талантливые и знаменитые актёры порой становятся заложниками одного образа и почти всегда заложниками судьбы. Их выбирают, а не они…
Быть может, Игорь Борисович и не говорил так прямым текстом. Или вообще не говорил, а я почувствовала. Всё-таки грустно, потому что для многих это единственная профессия, где примерять на себя и играть разные роли, именно то, что они умеют делать блистательней всего! Но, как и мы, простые смертные, они стоят в очереди. За редким исключением. Как же несправедливо!
Потому что приходится: ждать предложения на съёмки, проходить кастинг, дожидаться утверждения на роль. И затем, если повезло, учить наизусть слова и фразы, вложенные в уста твоего героя, входить в образ. Чаще всего экспедиция, иногда на несколько месяцев, разлука с родными и близкими людьми. Каждый раз приходится куда-то ехать, лететь, спать, порой в самолётах, поездах, отелях, питаться не домашней едой, сниматься в любое время суток, в любую погоду, не смотря на время года. На такое отважится не всякий! При этом каждое утро умудряться выглядеть и чувствовать себя, как можно лучше! Безумно интересная профессия и очень трудная: и физически, и психологически. Если не сказать больше!
У Игоря Борисовича Скляра творческая судьба складывалась по жизни самым удачным образом. В юном возрасте, попав в кино, практически случайно, он с первой картины сразу заявил о себе. И, став артистом, с тех пор не расстаётся со сценой театра и с киносъёмочной площадкой.
Им сыграно только в фильмах и сериалах более восьмидесяти пяти ролей. Игорь Борисович Скляр имеет высшие почётные звания Российской Федерации: Заслуженный артист РФ (1996) и Народный артист РФ (2013).
Наконец, всё закончено для нас, из палатки режиссёра по громкой связи звучит долгожданная команда: «Снято. Актёры массовых сцен, всем спасибо, вы свободны».
У всей группы, которая делает кино, начинается обед, а мы остаемся ждать свой гонорар за рабочую смену. И прежде, чем все покидают киносъёмочную площадку, к актёрам: Игорю Борисовичу Скляр и Кириллу Кяро, бегут дети и жители окрестных домов, чтобы взять автографы у известных на всю страну людей. Маленький лучик славы знаменитых, падает на секунду и на меня: дети, игравшие прохожих в одном эпизоде со мной, подбегают, чтобы взять автограф. Отнекиваюсь: «Я такая же, как вы», Но, видя детей, их счастливые лица и заранее подготовленные блокнотики, встречаюсь взглядом с родителем одной девочки, и он глазами говорит мне: «Пишите»… Это у меня впервые: расписываюсь и пишу пожелания в блокнотах, на открытках. Кто знает, быть может, из этих деток вырастут большие актёры? И когда-нибудь мне или кому-то другому захочется взять автографы у них!
Встреча 2.
2019 год, 21-е августа.
Из письма к подруге: «Рада, что фотографии вам понравились. Мне тоже. Очень! Конечно, можете показать мужу и близким родственникам. Эти фотографии сняты с актрисами: Ириной Муравьёвой и Натальей Павленковой — финальный аккорд того съёмочного дня, 21-го августа 2019 года. Мы, когда подписывали договор с киносъёмочной компанией, нас сразу предупредили, что режиссёр очень строгий, на площадке запрещается фотографировать и тому подобное. В интернет? Нет, нельзя, пока фильм не вышел на экраны. Фильм «Одесский пароход», пляж, море, оно такое же Чёрное, как и там, в Одессе, снимают у нас на Приморском бульваре! Многие другие сцены фильма — на киностудии Мосфильм, где ещё раньше, для другого фильма была построена натурная декорация «Старая Одесса»: дворики, улицы, дома.
Режиссёра знаю давно по съёмкам «Исаев», фильм тоже частично снимался здесь, в Севастополе, в Крыму, кажется, в 2006-2007 годах. Сергей Владимирович Урсуляк, действительно строгий, но с нами — «массовкой», по-другому нельзя.
Поскольку и вам нравится Ирина Муравьёва, то напишу немного о ней и о другой московской актрисе театра и кино — Наталье Павленковой, с которыми мне посчастливилось познакомиться и играть в этот день в одной сцене.
Утром в 6.15 мы прибыли к месту сбора группы – Ракушке на Приморском бульваре, и в 7.00 были уже на киносъёмочной площадке — рядом с фонтаном и мостиком Любви. Сначала нас с одной тетей из массовки посадили на «рабочее» место около тазов с семечками. То, что будем изображать продавщиц, мы знали заранее, но потом её переставили в другое место – продавать фрукты. С утра, вдоль импровизированного базара, репетируя, «дефилировал» парень с мегафоном, помните, такие аппараты были в советские времена? Он ходил вальяжно, в расклешенных штанах ярко-голубого цвета, смешно поднимая ступни ног вверх, при этом чеканя каждый свой шаг. Тут же началась пробная съемка сцены: ко мне подошел тот самый парень с мегафоном — актёр Евгений Ткачук, он играет «зазывалу» на пароход, который отплывает. Так вот, пробная съёмка идёт, он спрашивает: «Почём семечки?» И сунул мне под нос свой микрофон со шнуром-пружиной от мегафона, и я, неожиданно для себя, бойко ответила: «Большой по десять, а маленький по пять…» Замялась…
У нас же были советские рубли сначала, потом купоны или карбованцы, гривны, а сейчас рубли снова! В общем, выпалила в замешательстве: «…рублей!» А сама думаю, сколько стоили семечки тогда, в семидесятых годах, совсем что-то запуталась?! История из той же серии, когда тебя разбудят ночью, и ты, навскидку, должен дать правильный ответ! Ничё себе, я на это не подписывалась! Потом сообразила и поправилась: «копеек». А пока думала и переживала, зазывалы уже и след простыл. В этот момент чей-то голос сзади попросил меня пересесть на табурет рядом. Кстати, импровизированные столики из ящиков, табуреты, эмалированные тазики с сырыми семечками, стеклянные стаканы — большой и маленький, всё настоящее, но реквизит!
Пока пересаживаюсь, кто-то садится рядом со мной слева. Поворачиваюсь – о, Ирина Муравьёва! Плечо к плечу, что называется. В ту же секунду определяюсь, и говорю: «Здравствуйте, Ирина Вадимовна!» Её имя-отчество, как ореол, уже витало вокруг меня, вернее, того места, пока её не было. Я запомнила его, потому что моё имя-отчество созвучно этому.
И пока все наши не «очухались», что это она, поприветствовала её от души. И, вспомнив молодость, взяла такое маленькое блиц-интервью, спросила: была ли она в нашем городе? Она ответила, что много раз, ей нравится здесь, что поселилась в гостинице «Севастополь», приехала всего на один съемочный день. Всё так доброжелательно. Когда мы говорили, я сказала, что мы её любим, она наш кумир. А потом стали подходить люди, только из нашей массовки — там вся площадка оцеплена от посторонних — и выражать ей своё почтение!
Артистам необходимо признание! Я видела, что Ирине Вадимовне было очень приятно, что её так восторженно принимают… Человек всегда чувствует, когда говорят наигранно, кривят душой, а когда искренне, ведь так?
Ещё ей успела сказать, что мы видели по телевизору передачу Максима Галкина «Сегодня вечером», в феврале праздновали юбилей актрисы. Что Вы долго не снимались в кино, и потому мы рады, что сдержали данное там слово, и счастливы, что здесь сегодня с нами…
Когда наступила тишина, неожиданно зазвучал монолог актрисы, видимо, по роли в фильме, она повернулась ко мне и произнесла:
« Я не могу с ним ходить по магазинам, он им подсказывает ответ. «Скажите, пива нет?» Они говорят: «Нет». «А рыбы нет?» Они говорят: «Нет». Тридцать лет я с ним мучаюсь. Он газету не может купить. Он говорит: «Газет нет?» Они говорят: «Нет»».
Всё это произносилось с узнаваемым одесским говором, характерным произношением «р» и мягким произношением «и» вместо «ы» в слове «рыбы»!
И как же тактично Ирина Вадимовна дала понять, что ей нужно готовиться к роли!
Пробная съёмка сцены зазывалы на пароход и продавщицы семечек была лишь «пристрелкой» камеры к нужному месту, где будет сниматься Муравьёва. Теперь, когда она на месте, задействованы все специалисты: гримёры, осветители, звукорежиссеры, операторы, всеми действиями руководит режиссёр фильма Урсуляк. И тот диалог «Почём семечки?» повторяется.
Позже приводят ещё одного нашего «конкурента» по продаже семечек — её место, между мной и Муравьёвой, пока пустовало. Все мы одеты соответственно, как торговки на базаре: платки на головах, ситцевые платья, фартуки, тапки. Начинают снимать первый дубль. После отснятого дубля, к нам является сам Сергей Владимирович, уточняет Ирине Вадимовне, акцентируя её внимание, как и что она должна делать в кадре, а актрисе, которая рядом со мной, уходя в режиссёрскую палатку, мимоходом замечает: «Наталья, «филолога» выключай».
Мне так интересно: у нас играет филолог! После второго упоминания «филолога», я решаюсь познакомиться, всё-таки, мы играем в одной сцене. Знакомимся: актриса из Москвы, Наталья Павленкова, играет в Театре имени К. С. Станиславского и в Театре Наций Евгения Миронова и на других театральных подмостках. Кстати, Сергей Владимирович, упоминая об интеллигентном выражении лица «филолога», недалёко был от истины. Рассказывая о себе, Наталья Николаевна скромно умолчала, что имеет звание Заслуженная артистка РФ и является доцентом Театрального института имени Бориса Щукина. В 2013 году Н. Н. Павленкова выпустила как художественный руководитель целевой курс при Театре им. Станиславского. Ещё она снимается в каких-то очень крутых фильмах в главных ролях. Как выяснилось в разговоре, мы (массовка) снимались в эпизоде несколько лет назад в Новоозёрном в одном фильме — «Зоология» режиссёра Ивана Твердовского. В 2016 году на 27-м кинофестивале «Кинотавр» Наталья была награждена призом за лучшую женскую роль в фильме «Зоология». За эту же роль актриса была номинирована на премию «Азиатский Оскар» и премию «Ника» за лучшую женскую роль. Но обо всём этом я узнала из интернета позже, только сейчас.
Погода вносит свои коррективы в киносъёмочный процесс: день выдался ненастный, солнце то светит, то заходит за тучки. Время от времени с небес срывается небольшой дождь. В самых уязвимых условиях оказываются наши люди из массовки, которые играют отдыхающих на пляже: в купальниках и плавках, разгуливающие с полотенцами через плечо, пляжными шляпами и солнцезащитными очками на голове, дети с надувными кругами, матрасами. Но помощники режиссёра и наши бригадиры массовки — Таня и Даша заботятся: кого-то укрывают пледами, и всех людей приглашают укрыться от дождя в срочно развёрнутых палатках. Как только дождь заканчивается, съёмки продолжаются…
Какой состав актёров был в этот день! За нашей спиной выбирал для покупателей и взвешивал арбузы Федор Добронравов (а, роль предпринимателя, его босса исполнял наш актёр из массовки – настоящий грузин!). Нина Андронаки – в фильме и жизни очаровательная красавица, актриса из Театра Сатирикон.
Евгений Ткачук — этого актёра охарактеризовала в самом начале нашего знакомства Ирина Вадимовна, дословно так: «Он снимался в фильме «Тихий Дон». Очень талантливый актёр!». Всего у него около пятидесяти сыгранных ролей, кроме этого, он продюсер, сценарист, режиссёр.
А потом я увидела прекрасного офицера, он направлялся от палатки режиссёра прямиком к Ирине Вадимовне! Сергей Маковецкий, я не сразу узнала его, в жизни он ещё лучше, чем на экране. Как ему идёт парадная белая, благородно-сливочного оттенка, форма морского офицера! Какой же сердечной была встреча именитых актёров! Коллегам по цеху всегда есть, о чём поговорить.
У Ирины Муравьёвой в этой сцене была роль со словами, диалоги с актёрами – партнёрами по фильму.
— Я вчера так же снимался, — говорит Сергей, а сегодня у меня роль «без буковок», только «проходы»…
Пора коллекционировать: вместе с «филолога выключай» Урсуляка сегодня я узнала три новых киношных сленга!
Как я поняла, эти две актрисы Ирина Вадимовна и Наталья Николаевна, необыкновенные труженицы. Практически весь съёмочный день они были вместе с нами в равных условиях: перерывы объявлялись только во время дождя, но далеко с площадки никто из актёров не уходил. Наша троица практически весь съёмочный день «торговала семечками», как и наша Танечка Давыдова, играющая мороженицу – «продавала мороженое», а наш грузин с Добронравовым – настоящие спелые арбузы. И ещё была жёлтая бочка советских времён с настоящим квасом, и фруктовая палатка с яблоками и очень вкусным на вид белым и чёрным виноградом, там были задействованы и наши актёры из массовки. Когда случались маленькие перерывы, никто не уходил с площадки даже выпить чай или кофе. Актрисам приносили только воду!
Обед для актёров был в самом конце съёмок около семнадцати часов.
В жизни Ирина Вадимовна показалась мне человеком очень скромным. Когда в конце съёмки нашей сцены, стали подходить люди и спрашивать, можно ли по окончании сделать с ней селфи или сфотографироваться? Она так, как-то неопределённо качнула головой, а когда ребята отошли, то тихонько спросила о чём-то Наталью Павленкову.
Мне подумалось: она не избалована вниманием. Или то, что давно не снималась с массовкой, раньше ведь актёры тоже вели себя по-другому. А сейчас принято так: актёрам быть ближе к народу, а народу, в свою очередь, ближе к искусству. Все пиарятся, тем самым, продвигают и новые работы в кино, и себя».
Как жаль, что сцены, где играем не только мы, но и актёры, часто вырезают. Ведь, порой целый день снимают одну сцену… И столько много интересного – живых диалогов прекрасных актёров, играющих персонажей из Одессы, по одноименной интермедии Михаила Жванецкого «Одесский пароход», осталось за кадром в фильме, когда он вышел на экраны ТВ в начале января 2020 года.
Я видела, как работает Ирина Вадимовна, мне нравилась вся её игра и преображение, хотя иногда Сергей Владимирович добивался от актрисы другой интонации произносимых фраз.
Во всех фильмах Муравьёва всегда разная. Настоящая. Притягательная. Озорная. Её героини тоже разные, им веришь. И не стоит даже перечислять сыгранные роли и великое множество наград актрисы. Даже если бы у неё не было высшей награды – Народный артист РФ, для людей она есть и всегда будет такой — Народной!
В тот день, когда съёмка была окончена, режиссёр вручил Ирине Вадимовне прекрасный букет, я заметила в нём белые цветы. Таким образом, Сергей Владимирович поблагодарил актрису лично. И нас всех, участников творческого процесса, тоже — благодарственными словами.
Фотографы и поклонники актрисы оставили для истории на фото загадочную Муравьёву, одной рукой прижимающую к себе букет цветов. И с яблоком в другой руке!
Встреча 3.
24 октября 2019 г. Восьми серийный телефильм «За счастьем», режиссёр Ольга Доброва-Куликова. Подробности сюжета не разглашаются, дата выхода фильма также неизвестна.
Съёмки будут проходить в Балаклаве. Информация для нас: сбор группы на площади 1-го Мая в 06.45, и мы добираемся самостоятельно. Конечно, это всего пятнадцать километров пути от моего дома, но как утром отсюда ходит транспорт? Хорошо, что с вечера созвонилась с Натали Перминовой, она всегда в курсе всего происходящего в нашей группе «КИНОжизнь» и тоже приглашена на съёмки. Готовлю всё с вечера, включая воду и бутерброды. Одежда своя, сказали взять всё самое яркое, желательно, чтоб были цвета радуги. Выбегаю из дома впритык, опаздываю, звонит Натали: «Привет! Выходи, где ты живёшь? А-а-а, значит, на твоей остановке автобус будет через минут пять, только что смотрела, он отошёл от площади Ушакова. Хорошо, до встречи!»
Как здорово всё совпало: Натали – чудесный, всегда доброжелательный человек, её мобильный интернет и недавно запущенный проект — «Умный город». Автобус № 94, идущий от конечной остановки Балаклавы по центральному кольцу города и далее – снова в Балаклаву, комфортабельный, с кондиционером, теперь всегда чёткий по расписанию! Уже расцвело, любуюсь рассветом и ещё не совсем застроенными холмами, виноградниками, вдалеке видны даже предгорья. Облака разметались по небу – чудо! Такие милые сердцу пейзажи, в городе их не хватает! На всех остановках выходят – заходят люди, входящих «наших» узнаю по большим пакетам или рюкзакам – все основательно приготовились к съёмочному процессу, три комплекта одежды, фильм современный.
С утра было очень свежо, а ближе к полудню распогодилось, тепло, не верится, что уже конец октября. Мы, как всегда, изображаем лето. Одежда вся подошла, костюмеры одобрили. Сегодня мы снимаемся с актёрами: Кириллом Полухиным, известным разноплановым актёром, им сыграно более ста ролей в кино, и Анной Ардовой, я открыла её для себя совсем недавно — видела в нескольких телевизионных программах и отметила, что человек она не только одарённый, но и очень непосредственный. Но сегодня не сразу её узнала: она довольно изящная в жизни, убедилась, что телевизионный экран делает людей крупнее. Анечка — так многие называют её на съёмочной площадке. Снимали сцену, где Анечка с партнёром у воды, прямо у причала, где стоят яхты, эта часть набережной, как подиум – выше, чем другая, параллельно идущая часть набережной вдоль домов. Здесь много баров, ресторанов, кафе. Большинство зданий уже отреставрировано, некоторые из них очень необычные, выполнены в стиле испанского ренессанса, исторически значимые, поскольку были возведены в 80-е, 90-е годы 19-го века и в начале 20-го века. Рядом с актёрами одна часть массовки будет изображать счастливых и беззаботных отдыхающих, туристов, прогуливающихся в самом популярном месте этого городка. За процессом съёмок наблюдает бронзовый Куприн. Здесь снято столько фильмов! Кого только не видел писатель, сколько просьб не выслушал, а сколько тайн он постиг! Другая часть массовки пока «тусит» на «нижней палубе» той же самой, набережной Назукина, здесь режиссёрская палатка, и у нас здесь другое развлечение, свой объект: знаменитый балаклавский кот на постаменте! Загадав желание и потерев коту носик, спинку или лапку, у вас появляется возможность получить стопроцентное его исполнение. Если звёзды на небе сойдутся. Но в это надо верить.
Прекрасный пейзаж: горы, Генуэзские башни в строительных лесах, наконец, дошла очередь и до них, началась реставрация! Конец октября, а небо голубое, солнце приятное, не жаркое, море спокойное, рыбаки сидят у причалов, возле них настоящие живые котики – зажравшиеся, на пирсе валяется нетронутая рыбка. Пахнет морем, рыбой, когда-то и мы здесь и на другой стороне бухты ловили ставридку! Это самая любимая черноморская рыба для меня, вкуснее знаменитой султанки, так называют здесь барабульку. Туристов и местных жителей много, около моря так приятно прогуливаться. Набережную перекрывают только на время съёмки, совсем ненадолго. Большинство воспринимает это с пониманием. А некоторые ненароком, не смотря на запрет, снимаются с нами вместе. В общем, у нас не работа, а отдых и сплошные позитивные эмоции! Объявляют небольшой перерыв: всех актёров просят переодеться для другой сцены. Когда мы показывали одежду и переоблачались во второй свой наряд, костюмеры нас поторопили, чтобы мы быстрей переодевались в вагончике-костюмерной. Не сложив даже вещи в пакет, которые сняла с себя, я вышла из вагончика, а там сразу лестница металлическая без перил, довольно крутая, высотой, наверное, полтора метра… Без опоры спускаться надо осторожно. У меня в руке и сумка, и пакет, и вещи не сложенные — всё одновременно. Делаю шаг на ступеньку вниз и невольно протягиваю руку, интуитивно ищу опору. Внизу стоят все наши — актёры массовых сцен, как правило, каждый на своей волне, кто по телефону общается, кто в интернете завис. Только бы не споткнуться, только бы не споткнуться… Упаду ведь прямо в маленькую толпу, не дай бог, покалечу.
И вдруг мне, к моей руке, подалась рука… Небольшая, нежная, загорелая и взяла мою руку так, чтобы я могла опереться и спуститься… У меня козырёк бейсболки мешал посмотреть, кто это, но на автомате я сказала: «Спасибо большое!»
Спустилась и поднимаю глаза, а это Аня Ардова держит мою руку и говорит: «Пожалуйста!». И такое у неё настроение хорошее, это прямо чувствуется. Я в таком восхищении говорю ещё раз: «Спасибо огромное, мне так приятно!» А потом думаю, что она должна знать, что мы все на киносъемочной площадке рады сниматься с ней и продолжила: «Нам приятно так!»
Анечка поняла, о чём это…
А я оценила её человеческие качества. Это редкий дар, когда довольно известный человек не просто снисходит к человеку неизвестному, а идёт к нему навстречу. Это воспитание, и сама природа человека быть таким.
Потом, когда мы снимались в сцене, на набережной около самой воды, где на стоянке стоят яхты, кто-то на причале завёл то ли какой-то мотор, то ли прибор такой шумный, который мешал съёмке, потому что актёры произносят свои диалоги и всё записывается. Режиссер (она сидит в режиссёрской палатке) по рации передает на площадку своим помощникам: «Попросите выключить шум, мы скоро доснимаем и уедем отсюда»…
Аня Ардова слышит эту просьбу режиссёра (я наблюдала, как до этого партнёр — актёр Кирилл Полухин, учил её свистеть, засунув пальцы в рот, видимо, нужно было это делать по роли) недолго думая, пытается свистнуть им — нарушителям тишины на площадке. Но у неё получается очень тихо. Ей кричат: «Аня, это не тебе! Сейчас кто-то побежит на причал к яхтам и попросит людей!»
Но Аня всё равно поворачивается в сторону моря и кричит туда на причал: «Пожалуйста, выключите этот шум, мы здесь кино снимаем! Скоро закончим!»
И в ту же минуту двигатель выключается, на съемочной площадке воцаряется тишина: посторонний шум исчезает… Только плещется море, слышны крики чаек и тихий шелест ветерка…
Великая сила искусства!
В общем, я впечатлена Анной Ардовой! Очень яркая актриса и очень хороший человек.