Впервые слова на этом загадочном языке я услышала ещё в детстве от студенток мединститута, которые во время летней практики снимали у нас комнату. Но я даже не подозревала, каким кошмаром станет латынь для нас, первокурсников, когда мы начали изучать анатомию на латинском языке! Тут и на русском не сразу запомнишь все эти многочисленные косточки с их бороздками, бугорками, отверстиями, нервы, внутренние органы, полушария головного мозга, а уж на незнакомом языке! Но мы всё преодолели.
Знаете ли вы, что раньше рецепты врачи выписывали только на латыни? А провизоры в аптеке готовили лекарство, согласно прописи врача, ведь готовых форм практически не было. Вместе с порошками или микстурами пациент получал подробное объяснение, как всё это принимать. Теперь всё изменилось. И вспомнила я один случай. Ко мне обратилась дежурная медсестра:
– Анна Фёдоровна, я ездила к кардиологу, которая назначила мне лечение, но мне стало ещё хуже. Что мне делать?
– А что Вы принимаете?
– А вот: она написала. И протянула мне не рецепт, а листок из школьной тетради, в котором были перечислены препараты – аналоги, с одинаковым механизмом действия, но с разными названиями.
– И Вы всё это принимали?! Обратитесь снова к своему доктору, а пока лечение прекратите.
Через два дня «пострадавшая» рассказала, что кардиолог страшно удивилась, что пациентка выкупила всё, назначенное ею и принимала, тем более, в больших дозировках.
– Надо было купить что – либо одно!
– Но ведь Вы не объяснили…
А теперь новая напасть: врачи стали писать так, что не поймёшь, то ли это арабская вязь, то ли китайские иероглифы, то ли язык эсперанто. Что это- спешка, лень или конспирация? Даже провизоры не всегда могут понять, что «нашкрябал» на листочке врач.
Но вернёмся к латыни, языку древних римлян. Считается, что это – мёртвый язык. Но как может быть мёртвым язык, помогающий медикам всех стран понять друг друга?! И какой он мудрый! Приведу лишь несколько изречений:
«Per aspera ad astra» (Через тернии к звёздам).
«Omnia mea me cum porto» (Всё своё ношу с собой). То – есть, истинное богатство человека в его внутреннем содержании.
Но больше всего мне нравится вот это:
«Dum spiro – spero» (Пока дышу – надеюсь!) – изречение греческого философа Бианта.
А ведь именно Надежда помогает человеку верить даже тогда, когда сил уже ни на что больше нет.