Две стороны медали

Много лет назад, когда я работала начмедом большой больницы, коллега, кстати, жена прокурора, спросила, как мои дела. Я сказала, что всё хорошо. И вдруг в ответ услышала: «Завидую я Вам, Анна Фёдоровна, всё — то у Вас хорошо: высшую категорию получили, двоих детей родили, диссертацию защитили, назначены начмедом!». «Елена Власовна, — ответила я. — Мне всё это досталось не за красивые глазки. Ну что Вам мешало родить детей, заработать категорию, окончить заочную аспирантуру, написать и защитить диссертацию и в результате получить повышение по службе?»
И я вспомнила, что с завистью столкнулась ещё раньше, когда училась в аспирантуре в московском Институте биофизики. Я стояла у окошечка библиотеки института и вдруг за спиной услышала женский голос: « Какие шустрые эти иногородние! Всё — то они успевают: и детей родить, и работать, и диссертации защищать! Зачем им наука?!» Я оглянулась. Разговаривали две сотрудницы института. Меня они явно знали и намеренно говорили громко. Мне стало очень обидно, ведь я им дорогу не переходила, откуда такая неприязнь? Мой научный руководитель заметив, что я расстроена, спросил, что случилось? Я рассказала. А он мудро заметил: «Да завидуют они Вам, Анна Фёдоровна! Вашей молодости, внешности, успешности. Ведь некоторые «околонаучные» дамы прозябают всю жизнь в младших научных сотрудниках, не защитив диссертаций и не создав семьи. Не обижайтесь, а пожалейте их».
В моей жизни было всё – и победы, и потери. Но я никогда и никому не жаловалась, поэтому создавалось впечатление, что мне во всём везёт. Иначе, как объяснить вот этот разговор на улице.
– Почему Вы одна, Анна Фёдоровна? А где Ваш муж? Все привыкли, что вы всегда неразлучны?»
– Муж умер…
– Теперь понятно, почему некоторые злорадствуют.
– Как злорадствуют?! У меня же нет врагов! Наоборот, полпосёлка обращались ко мне за медицинской помощью.
– Да завидовали Вам!
Так что же такое зависть? В некоторых языках это слово отсутствует и заменяется синонимами: ревность, соперничество, алчность. Мы привыкли считать зависть вредным чувством. Однако, по мнению психологов у зависти есть две составляющие: восхищение тем, что есть у другого и сожаление, что у Вас этого нет. Не зря же существует выражение «белая и чёрная зависть». Если, видя чужой успех, вы испытываете чувство собственной неполноценности, и пытаетесь принизить успех другого, это чёрная зависть. Ваша энергия уходит в никуда. Другое дело — белая зависть, когда вы радуетесь за обладателя того, что вас восхищает, и включаете свои скрытые резервы, свои способности, свой ресурс развития.

Две стороны медали: 25 комментариев

  1. Приветствую Вас, Анна. Интересные размышления. Поучительные. Приятный стиль. Читается легко. Написанное Вами складно и в основном верно, за исключением, возьму на себя смелость сказать, обеления зависти в финале. В моём понимании зависть, как она того и заслуживает, — смертный грех. И я не вижу причин подкрашивать его белыми тонами. Речь — о, так называемой, «белой зависти», запущенной в обиход давно и напрасно для красного словца – это скорее метафорическая одёжка-трактовка порока – вариант оксюморона. Мне думается, не стоит наделять припудренную зависть положительными свойствами, отнимая их у добрых чувств. Не понимаю, как можно радость или восхищение успехами или красотой кого-либо назвать завистью, пусть и в белых одеждах, нутро-то у неё, у зависти, всё равно чёрное, провоцирующее нередко на преступные и подлые деяния, изнуряющее душу и рассудок, распространяющее отрицательную энергетику по широкому кругу. А радость она и есть радость. Восхищение, восторг – таковыми и являются. Причём тут зависть? Желание же преуспеть или стать лучше в чём-либо, вызванное достижениями или красотой ближнего тоже нельзя включить в понятие зависть, которое разрушительно и уродливо, и потому не может быть созидательным. Есть хорошее название побудительному мотиву к самосовершенствованию – Пример для подражания. Так что я против тезиса о беспорочности и стимулирующей благотворности белой зависти – сердцевина у неё как ни крути черная. К этому убеждению я пришёл давно на основе жизненного опыта как личность и как часть социума с учётом исторических примеров и практики на протяжении веков. Прошу прощения, если мои рассуждения не пришлись Вам по душе. Но я противник зависти во всех нарядах и во всяком макияже и стремлюсь уничтожать на своём поле её семена ещё в зародыше при первой же попытке прорости. Зависть демоническая сила, которая принесла много бед человечеству.
    Оговорюсь. Как метафора «белая зависть» и производные от неё имеют право на существование, но не в понимании созидательной эмоции и фактора развития.
    Не сомневаюсь, Анна, что вы полностью лишены чувства зависти во всех обличиях и цветах последней, поэтому и допускаете возможность положительных свойств у её «доброжелательных» вариантов, которых на самом деле не существует.
    Радости Вам и удачи в творчестве!
    Доброжелательный почитатель….))))

  2. Анна,доброго времени. Читала и вспоминала что-то своё. Да уж…живём в социуме и настолько разные люди нас окружают,что не перестаёшь удивляться. За что например тебя человек вдруг не любит, завидует тебе, избегает или наоборот делает пакости. Ведь ты ему ничего плохого не делал.
    Согласна с Владимиром,что белой зависти не бывает.Она всегда чёрная,всегда с подтекстом.В глаза человек может улыбаться и даже сделать вид, что радуется твоим заслугам, но неискренность я например вижу и чувствую. Работая в женских коллективах, я испытывала на себе её пагубность. И научилась с годами сторониться таких людей, ибо их энергетика несёт разрушение. Научилась быть выше этого и теперь меня уже не прошибёшь))). Желаю ВАМ только добрых людей рядом, искренности близких и друзей.

  3. Владимир, спасибо за комментарий. Написала Вам подробный ответ, но он не был «принят». Завтра продублирую. Что — то не ладится у меня пока с сайтом.

  4. Спасибо, Лена, за отзыв. Всё так придётся мне ответить подробно Вам и Владимиру (мой первый ответ не был принят системой).

  5. Здравствуйте, Анна!
    Согласна с мнением Владимира Кривошеева. У зависти одно лицо. Она либо есть, либо её нет. Третьего не дано. Человек либо искренне радуется чьим-то успехам или достижениям, либо завидует.
    Зависть — это грех.

  6. Попробую ещё раз. Вы правы, Владимир, не могу полностью согласиться с Вашей оценкой чувства зависти. Во — первых, это слово имеет массу синонимов на всех языках. Во — вторых, зависть входит в число смертных грехов только у католиков. В — третьих, мы оцениваем это чувство как обыватели, а с точки зрения специалистов психологов польза белой зависти состоит в том, чтобы обнаружить собственные потребности. Ведь мы иногда сами не знаем, чего желаем. Пример: Вы опубликовали книгу. А почему — бы это не сделать и мне, ведь рукопись давно готова. Не сама зависть, а оценка собственных шансов провоцирует негатив. Вот как — то так.

  7. Лена, добрый вечер. Спасибо за комментарий. Ответила Владимиру и Вам одновременно. Устала бороться с сайтом, хотела перенести ответ на завтра. Но всё — таки справилась. Мои самые добрые Вам пожелания.

  8. Светлана, в последние три дня я не получила ни одного комментария и
    миниатюру удалила. И сама не могла отправлять. Но сегодня, наконец, всё хорошо. К ответу Владимиру мне добавить нечего. Я рассуждаю как специалист и человек, проживший долгую жизнь. В природе не бывает ничего лишнего или однозначного. Хорошего Вам вечера.

  9. Анна, здравствуйте. Прошу прощения за назойливость, но не могу не ответить на некоторые ваши ремарки.
    Прежде всего, о смертных грехах в Православии.
    В православной традиции есть несколько списков смертных грехов, в которых присутствуют 7 или 8 соответствующих пороков или помыслов.
    В некоторых из них зависть действительно отсутствует или агрегирована в другие грехи, в большинстве же других зависть фигурирует как таковая на 2-м или 4-м месте по тяжести греховности.
    Вот так выглядит один из известных списков, в котором числится семь смертных грехов:
    1. Гордость
    2. Зависть
    3. Чревоугодие
    4. Блуд
    5. Гнев
    6. Алчность
    7. Уныние
    В других вариантах зависть стоит на 4-м месте (например, по Иоанну Крестьянкину — http://www.orthodoxy.com.ua/confession.html ) или не выделяется в самостоятельный грех, а причисляется к печалям наряду с ленью.

    1. Обжорство (чревоугодие);
    2. Похоть (блуд);
    3. Алчность (сребролюбие);
    4. Печали (лень, зависть);
    5. Гнев;
    6. Уныние;
    7. Тщеславие;
    8. Гордыня;
    В настоящее время в православной аскетике часто пишут о восьми смертных грехах. Суть учения о главных грехах сводится к тому, что есть восемь наихудших порочных помыслов, от которых происходят все другие грешные помыслы, влекущие за собой разрушительные последствия для души и тела. Зависть среди них на практике часто оказывается наиболее уродливым и страшным грехом, изнуряющим душу и подталкивающим нередко к преступным деяниям. Если задуматься, то зависть по вовлечённости в её орбиту других грешных помыслов – сегодня есть наипервейший смертный грех, которому, увы, в той или иной степени подвержен каждый человек в отличие от других смертных грехов.
    Лично я, человек православный, сызмальства и на протяжении семи десятилетий знаю следующий исчерпывающий и верный, по моему мнению, перечень смертных грехов. О них я узнал от моих верующих православных родных и от духовных наставников, православных священников (а Википедия и некоторые сайты Интернета иногда грешат серьёзными неточностями). Вот этот список:

    1. Сребролюбие
    2. Чревоугодие
    3. Прелюбодеяние
    4. Зависть
    5. Гнев
    6. Уныние
    7. Гордыня

    На мой взгляд, очень точный перечень. Замечу, что в некоторых списках вместо гордыни присутствует гордость. С таким вариантом я не согласен, потому что гордыня и гордость — понятия и помыслы суть разные. Гордость – это красивое чувство и, как правило, оно относится не только и не столько к себе самому любимому, сколько к добрым делам и красивым поступкам, успехам и достижениям собратьев, соотечественников в различных сферах жизни общества и к твоим собственным достойным поступкам и делам на общее благо, а также и прежде всего — к славе Отчизны в целом.
    Далее. Тезис о существовании «белой зависти» как положительной эмоции, исходит ли он из уст психолога или любого другого лица, — дьявольское искушение, призванное примирить род людской с греховностью зависти, а дьявол он знает, каким пороком прельстить человека, чтобы вернее погубить его. Зависть во всех её видах — ужасающий общераспространённый грех, и мне, честно говоря, непонятны некоторые каноники, которые забывают о зависти как об отдельном вопиющем смертном грехе или включают её в состав другого невнятного греха, конкретно, печали. По моему мнению, печаль сама входит в исчерпывающее понятие уныние как степень его проявления и не должна выделятся в отдельный грех, а тем более вбирать в себя зависть. Скорее именно зависть порождает печаль.
    И, наконец, вновь хотел бы подчеркнуть мою мыль о том, что нет никакого здравого резона подменять завистью такое понятие как «пример для подражания». Мне трудно осмыслить, зачем психолог говорит пациенту о благотворности зависти как о побудительном мотиве совершенствования или развития во имя исцеления от душевных недугов или ран, или дискомфорта, когда есть другие термины для этого – такие, как пример, стимул. Почему бы психологу не сказать: «Пусть успехи вашего приятеля или соседа N станут для вас добрым примером или хорошим стимулом к достижению собственных высоких результатов». Уж психолог-то должен знать, насколько разрушительна зависть для души человека… Мне так думается. Однако, похоже, Анна, здесь мы с вами не сойдёмся. А жаль…
    Простите за пространную реплику. Но не мог не отреагировать на слова об отсутствии зависти в православном перечне смертных грехов и о странном использовании психологами зависти как средства врачевания. Подробно изучу этот вопрос и попробую публично поспорить со специалистами, если они действительно практикуют использование зависти как лекарства… Думаю, здесь всё-таки речь идёт о неточности в терминологии.
    И ещё: я оцениваю слово и понятие зависть не как обыватель, а как лингвист с семантической и этимологической точек зрения. Так вот, семантически слово зависть восходит к представлению о дурном, ненавидящем глазе, то есть имеет первоначальное значение — сглаз. Глагол от зависти – завидовать, у которого есть архаическая форма завидеть, по смыслу близкая к современному глаголу ненавидеть (кстати, на латыни зависть – Invidia). Таковой зависть в своей основе остаётся и поныне. Когда удача отворачивается, а благополучие рушится, говорят: кто-то позавидовал и сглазил. И это небезосновательно, потому что часто за порождаемыми завистью чувствами ревности, досады и раздражения относительно чужого успеха следуют не соревновательные поступки, а деструктивные действия. Повторюсь, по моему убеждению, слово с таким значением — с такой сущностью, с таким генезисом – на практике не может иметь хорошей стороны, как его ни крути, во что его ни ряди. Обозначаемый им порочный помысел рано или поздно обнажится — сбросит благопристойные покровы — и его воздействие может оказаться более разрушительным, чем ничем не прикрытая вульгарная зависть. Велика действенная сила слова, хорошо ли оно или худо.
    Таковы мои ремарки.
    Не обессудьте, если что не так.
    С уважением, Владимир
    P.S. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на сайт церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери. Там зависть в списке смертных грехов стоит на 4-м месте и определяется как грех, доводящий «до всякого возможного злодеяния ближнему». Очень верно сказано.
    http://kazanskoyikoni.cerkov.ru/new/1646-2/

  10. Владимир, добрый день! Сегодня получила Ваш подробный комментарий, который был размещён в непривычном мне месте. Так же подробно ответила, но нигде его, ответ, не вижу. Может, Вы его отыщете. Дублировать записи устала. Какой же запутанный стал сайт!

  11. Анна, добрый день!
    Я видела вашу миниатюру, но не успела её прокомментировать. Были выходные дни. Я стараюсь в это время отдыхать от интернета, захожу только в почту.

  12. Например в древнеправославии семь грехов трактуются иначе. Старообрядческая церковь ставит зависть на шестое место.
    «Семь грехов смертных и добродетелей, противостоящих им :
    Гордость Смирение
    Сребролюбие Нестяжание
    Блуд Целомудрие
    Гнев Кротость
    Чревоугодие Воздержание
    Зависть Доброжелательство
    Уныние Упование»

    Так или иначе, наверное не имеет особого значения на каком месте стоит ЗАВИСТЬ. Хотелось бы чтобы она отсутствовала вовсе.Но человек слаб и духовно и физически. И часто успехи других, становятся испытанием и тяжкой мукой. Каждый человек рождается уже со своей внутренней сущность. Часто воспитание и религия не имеют должного воздействия.Этому много примеров. Ибо работа над собой,это усилие и труд. Легче обвинять судьбу или другого человека,мол ему везёт и падает всё с неба. Чем работать над своими ошибками и ленью.

  13. Владимир! Опять приходится дублировать, т.к. мой подробный ответ на Ваш последний подробный комментарий снова
    исчез. Я устала от этой неразберихи, поэтому на сей раз отвечу кратко: Наш спор о беспочвенный. Это уже софистика.

  14. Лена, страшна не зависть, а низкая самооценка того, кто завидует. К этому добавлю только одно: похоже, мы толчём воду в ступе. А это уже софистика.

  15. Анна, прошу прощения! Этот мой визит носит технический характер. Представляете, у меня тоже возникли проблемы с идентификацией. Сайт воспринимает меня как постороннего. Ужас! Позволил себе воспользоваться Вашей страничкой, чтобы восстановить свой статус, поскольку именно на ней меня не признали как постоянного автора и участника. Посылаю это послание в качестве технической проверки и приношу извинения за доставленные неудобства.

  16. Ещё раз извините, Анна, за неурочный визит. Вроде бы, после этой попытки, проблема частично устранилась. А как у Вас дела в техническом плане?

  17. Владимир, доброе утро Оказывается, на сайте был технический сбой, который успешно устранён. Сейчас проверю.

  18. Каждый высказывает свои размышления по-поводу Вашей работы,Анна. Сложную тему ВЫ подняли. И подмены понятий я не вижу.
    Наоборот интересная дискуссия получилась.Доброго дня!

  19. Владимир, отвечаю на другой странице для проверки: действительно, вчера на сервере сайта был сбой, который Андреем успешно устранён.

  20. Доброе утро, Лена! А подмена заключается в том, что началось обсуждение вопросов не этики, а богословия. Моё детство прошло с бабушкой, монахиней, которую приютили мои родители коммунисты, когда закрывались монастыри. Это была настоящая верующая. А мы все, дилетанты или лицемеры, когда рассуждаем о вещах, которые не понимаем и в которые не верим. А это — кощунство.

  21. Спасибо, Анна, за отзывчивость, но у меня технические проблемы сохраняются, к сожалению. Позвольте несколько слов по поводу нашей дискуссии. И как верующий, и как мирской человек я рассуждаю о зависти без лицемерия и, по-моему, не по-дилетантски, а с точки зрения богословия и филологии. Я уважаю Ваше мнение, принимаю его во внимание, не подвергаю сомнению Вашу искренность и надеюсь на аналогичное встречное отношение ко всем участникам диалога. Всего Вам доброго.

  22. Я поняла ВАС Анна.К вере каждый приходит по разному. Я крестилась сама в 25 лет,ибо дед был коммунистам и не дал маме нас окрестить .Пришла осознанно не на показ. Путь к Богу очень не простой и интимный. А лицемерие наверное и в религии присутствует. Здесь каждый выбирает: ходить в церковь ради галочки или истинно верить. Однако, как легко Вы тут всех обвинили в кощунстве…….
    Дай Бог ВАМ здоровья. Дискуссию завершаю. С уважением,Лена

  23. Зайти с консоли не удалось. Там только самые последние работы и отзывы видны. Да, задели вы нерв народный, Анна! Работа в точку. Я принципиально не признаю никаких догматов, которые принижают человека. Нельзя добровольно надевать себе на шею ошейник. Для этого хватает идругих охочих. Из всех заповедей наши люди в массе своей (процентов 80) соблюдают только одну — не убий. Вам повезло, Анна, что завистники прибегли только к помощи слов. У нас предпочитают делом наказывать за успехи. Взяла соседушка иголочки или лезвия бритвенные, сходила к ведьмочке, зарядила негативной энергией и подкинула в дом. Если завистница не вхожа в дом, то втыкает иглы в дверь выше уровня глаз или в порог, чтобы было незаметно. Только вчера услышал подобную печальную историю от соседки за стенкой. В доме три покойника за пару месяцев, она на два месяца попала в психбольницу. Я материалист, но факты есть факты. Возможно виноваты острые грани или кончики предметов. Энергия звёзд и Солнца преломляется в таких местах и делается негативной. Так что Вам повезло — ограничились злословием. А причин для зависти много. Не только материальное благополучие, но и карьера, как в Вашем случае. Наличие непьющего мужа и мужа вообще. Умение делать то, что не умеют другие. Белая зависть возможна. Как импульс к действию, как пример для подражания. А я что хуже? Тоже смогу. Всё зависит от души этого человека – добрый или злой. Но мы о белой обычно не знаем. Люди редко признаются в этом. Стесняются. Всего доброго и поменьше Вамлентяев или неудачников-завистников!

Добавить комментарий для Владимир Кривошеев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)