«Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь» — гласит народная пословица. Это первое, что пришло на ум, когда приятельница рассказала мне историю, приключившуюся с нею недавно, Дело в том, что она пишет неплохие стихи, публикуется в литературном альманахе. Всё было хорошо до тех пор, пока она не решила послать одно из стихотворений в солидный журнал. Произведение похвалили, опубликовали и даже заплатили за него небольшой гонорар. Мелочь — а приятно!
Но «недолги были радости», так как размер её пенсии тут же уменьшился на сумму, превышающую полученный гонорар, почти в пять раз. В Пенсионном фонде ей разъяснили, что теперь она считается «работающей пенсионеркой» и, согласно последнему постановлению Правительства, доплаты к пенсии ей больше не положены. И никого не интересует, что выплата была разовая, что трудового договора с издательством не существует, что пенсия – единственный источник её существования.
Ну, какой совет тут можно дать? Вариантов три. Первый: вообще ничего не писать. Второй: писать, коль хочется, но никому не показывать. Тогда зачем писать? Третий: писать, публиковать, но очень просить, чтоб никаких гонораров! Бред, конечно. Да и редакции нужно куда — то «пристраивать» деньги, положенные авторам.
В связи с этим «третьим вариантом» вспомнилась мне давняя история. Я тогда ещё работала, до пенсии было далеко. Случай свёл меня с редактором одной из газет. Было это накануне Дня учителя. Собеседница обмолвилась, что им нужна хорошая статья, посвящённая празднику. Я взяла пару листков бумаги и во время перерыва заседания, на котором мы обе присутствовали, написала воспоминания о моём любимом учителе. Редактор прочла, сказала, что у меня писательский талант, пообещала опубликовать статью в газете и попросила прислать что — нибудь ещё.
Я писала для них «за спасибо» целый год, И вдруг получаю из Пенсионного фонда уведомление, что мои пенсионные накопления увеличились за счёт дополнительного заработка — гонораров, которые, оказывается, исправно мне начислялись. Но получала – то их не я! Вот такая получилась «загогулина», как любил выражаться один государственный деятель. А слово это переводится на «человеческий» язык, как неожиданный поворот событий.
Так что, никакого умного совета моей приятельнице я дать не смогла. Может, читатели что подскажут?