PROZAru.com — портал русской литературы

Мои добрые, ласковые помощники… (Про ГАИ)

Движение вперёд вдохновляет и дарит надежду на новые впечатления и даже открытия, а обратная дорога -умиротворение и желание осмыслить увиденное. Впрочем, у наших героев было ощущение незавершённости предпринятого путешествия.

Иванович, с загадочной улыбкой на лице то и дело поглядывал на спидометр. Автомобильные колёса неспешно наматывали километры. На очередном повороте дороги Глинное – Салтановка, разминулись с машиной ГИБДД. Проводив взглядом встречный транспорт, Иванович бросил:

— Мои добрые, ласковые помощники на дороге, сотрудники ГАИ! Милые улыбающиеся лица! Как же приятно видеть их после поездки в налоговую инспекцию!

— И не говори, — усмехнулся Владимирович, — в жизни всякое бывает. Только и у стражей порядка на дороге случаются свои нюансы. Слыхал, что апогей карьеры гаишника наступает, когда он заходит в свою будку, а она ему в самый раз!

— Тут ничего не поделаешь, — пожал плечами Константинович, — карьерный рост во всех профессиях строится не только по способностям, но, зачастую, и по внешности. А вот дополнительные источники дохода относятся к тем нюансам, которые тщательно скрываются и маскируются, но обнаружить их при желании можно. К примеру, если остановивший вас гаишник к вам бежит, а не идет как обычно, значит, ему не просто нужны деньги, а они ему нужны срочно и сопротивление тут бесполезно.

— Не знаю, как там в других профессиях, а вот дорожные инспектора, в плане поборов, просто мастера, — восхищённо заявил Иванович, — и вообще в последнее время, по сугубо моим наблюдениям, гаишники совсем обнаглели… буквально перед этой поездкой один останавливает и спрашивает: «А почему ты без машины» ?!!!…

— Диву порой даешься, — раздраженно заметил Владимирович, — какой ассортимент подбирается в рядах ГАИ. Чего вы лыбитесь? – он вопросительно посмотрел на собеседников, — ассортимент – это список личного состава отдела ГАИ.

— Если гаишники станут добрее, — мечтательно закатил глаза Константинович, — мир изменится к лучшему!

— Размечтался, — отмахнулся Иванович, — все куда проще. Поймите, у настоящего мужика вся сила в руках да в крепком слове. У мудака — в корочках да в серой униформе.

— Увы, но ты прав, — согласился Владимирович, — так уж повелось с древних времён, но, кое-какие изменения всё же произошли. К примеру, все мы знаем, что сирены – это полу женщины — полурыбы, чей нежный голос завлекал экипажи кораблей в беду. От них, наверное, произошло название полицейской сирены, только, как правило, их звуки сопровождают уже полу мужчину, полу зверя.

— Не пугай, — нахохлился Константинович, — мы уже пуганные. Нужно вести супроть таких активную оборону, то есть наступать на них. Скажем, если у вас в течение года сломался автомобиль при наличии талона ТО, смело предъявляйте претензии сотрудникам ГИБДД. Это они недобросовестно провели техосмотр вашей машины и выдали вам фальшивый талон. И не забудьте про моральный ущерб!

— Успокойтесь, — примирительно повернулся к собеседникам Иванович, — среди нас встречаются столько архаровцев, что без гаишников на дороге творился бы не просто хаос, а что-то невообразимое. Помню случай. По дороге на двухколесном мотоцикле ехали трое пьяных. На приказ инспектора остановиться водитель крикнул: «Четвертого не берем!»

От грохнувшего смеха по окрестности наверняка прокатилось многократное эхо… Автомобиль вильнул из стороны в сторону…

— Спокойнее Леонидович, — оборвал смех Константинович, — спокойнее. Неравён час на скрытый пост гаишников нарвёмся. Ходят слухи, что в их памятке сказано: «Если водитель пристёгнут ремнём безопасности, едет со скоростью не выше 60 км/час, загодя тормозит перед светофором, не стремится проскочить на жёлтый, терпеливо тащится за вонючим грузовиком, пропускает пешеходов на переходе и вообще не нарушает ни одного пункта ПДД, значит, скорее всего, он пьян.», а ты со своим вождением от обочины к обочине точно под проверку с пристрастием попадёшь.

— Не теряй бдительность, — присоединился Иванович, — тут намедни целому отделу ГАИ был поставлен диагноз — «стригущий лишай». Потому что стригли и лишали…

— Ничего, — многообещающе заверил Владимирович, — бывает и на нашей улице праздник. Вчера в новостях передали, что некий москвич выиграл суд у ГАИ !!!! Его адвокат доказал, что при скорости двести пятьдесят километров в час, знака сорок не видно!!!!!!!!

— Ладно вам, — примирительно подмигнул Иванович, — хватит иронизировать. Все-токи я отношусь к дорожным инспекторам как к добрым, ласковым помощникам на дороге. У них такие милые улыбающиеся лица! Как же приятно видеть их после визита в налоговую инспекцию! И не возражайте! Времени нет. Леонидович, — обратился он, взглянув на спидометр – остановись вон там на повороте, в конце бывшего заводского забора.

Друзья покинули салон и осмотрели изменившиеся до неузнаваемости окрестности. Тяжело вздохнув, Иванович заговорил:

— Интересное место, которое незаслуженно позабыто, а зря. Я специально по навигатору обозначил шесть километров на северо-восток от урочища «Парня» и засёк по спидометру. Чуть позже расскажу почему. А пока взгляните на уникальную вещь, которую чисто случайно удалось приобрести в своё время в Санкт-Петербурге.

Иванович извлёк из сумки книгу.

— Вот здесь, — погладил он бережно по обложке, — много интересного о здешних местах. А называется книга «Археологические исследования в РСФСР 1934-1936г.г.». Издана она в 1941 году в Ленинграде. Автор Вера Владимировна Гольмстен. С помощью этой книги мы вместе попытаемся раскрыть некоторые моменты истории здешних мест. Вот страница тридцать восьмая. Прочитай пункт четвертый, Владимирович.

— Обследование у деревни Салтановка в двенадцати километрах к юго-западу от Алексеевки, — начал читать Владимирович, — осмотрен вал, ограничивающий правильную четырёхугольную площадь с въездом с западной стороны. Культурный слой отсутствует. Памятник относится по-видимому к семнадцатому веку или началу восемнадцатого, — собеседник закончил и прикрыл страницы.

— Ничего не напоминает описание? – спросил Иванович.

— Погоди, — задумался Владимирович, — похоже на «Дедов бугор» …

— Точно!!!, — воскликнул Константинович, — есть такой на лугу с названием «Сланка»!

— То-то и оно, что и название «Сланка» становится объяснимым в сочетании с валом, — начал рассуждать Иванович, — народ утверждает, что слободку Салтановка организовали уланы в тысяча шестисотом году. Скорее всего занимались они охраной торгового пути. Вот и насыпали вал, на котором обосновался сторожевой пост. А «Сланка» в нашем случае означает не стелящийся кустарник, а дорогу, устланную стволами деревьев. Просто в распутицу здешние торфяники превращались в болото. Вот и застилали дорогу. Получается, что слободка обосновалась здесь, а не у Роженицкого колодца, как гласит легенда.

— Интересный вывод получился у тебя, — похвалил Владимирович, — главное научно обосновано. Давайте я продолжу, может повезёт, тоже что-нибудь открою. И так пункт пять. «Рыбинские ручьи в четырёх километрах к югу от деревни Салтановка» … Ничего не понимаю… Нет в окрестностях села ручьёв…, кроме ключей на Пальцо… Ладно читаем дальше… «Осмотрена курганная группа, состоящая из двадцати девяти насыпей, расположенных близ селища. Курганы находятся на высоком берегу реки Навля у места впадения в неё Рыбинского ручья и разделены дорогой из Салтановки в деревню Глинное.» Занятно. Выходит, были ещё курганы и в районе впадения ключей в речку? А дорога на Глинное проходила по лугу вдоль берега? Но ведь в большое половодье там всё затапливает. Я сам на лодке плавал в юности. За столетия все курганы размыло бы водой… Ладно, читаем дальше… «В одном разрушенном кургане, в основании насыпи, был замечен зольный слой, подобный открытому в кургане близ Селицкий ручьёв (смотри выше), что позволяет считать эти курганы однотипными». А ну-ка, полюбопытствуем, что там сказано выше…

— Погоди! – остановил Константинович, — давай с загадками этого пункта разберёмся. Про четыре километра от села понятно. Просто по карте расстояния берутся от почтового отделения или центра населённого пункта. От этого места до центра Салтановки примерно четыре километра и наберётся. Высокий берег Навли. Вспомните, река часто меняла после половодья русло, что подтверждается многочисленными старицами. Есть они и у обрыва на Пальцо. Получается, что река на момент исследования протекала вдоль нынешнего русла ключей или крутой обрыв археологи приняли за берег. Тогда всё становится на свои места. Вон там, за сохранившимся заводским забором курганы, вот дорога на Глинное, а вон там было селище, показал он рукой.

— Логично, — согласился Иванович, — я ведь недаром попросил остановиться здесь. От этого места до урочища Парня шесть километров. Прочитай, Константинович шестой пункт.

Константинович с нетерпением выхватил книгу и найдя нужное место торжественно зачитал:

— «Пункт шесть! Урочище Парня находится на высоком правом берегу реки Навля в шести километрах к юго-западу от Рыбинских ручьёв!» Всё ясно как божий день! – заключил он, — вот оно место, где начинается наше село. Осталось разобраться, а как давно здесь поселились люди?

— А что тут не понятного? – пожал плечами Владимирович, — в тысяча шестисотом году. Все источники утверждают. Уланы образовали слободку.

— Погоди, — мягко остановил Иванович товарища, — Уланы слободку организовали скорее всего у Дедова бугра, а вот то, что населенный пункт был основан гораздо раньше официальной даты мы уже, доказали на примере курганов. Думаю, всем интересно узнать, как глубоко уходят наши корни в древние времена… — он интригующе сделал паузу, — давайте прочитаем про находки у Селицких ручьёв.

— Пункт три, — продолжил чтение Константинович, — Селицкие ручьи. «Здесь была обследована неолитическая стоянка…» Ничего себе!!! Неолит – это же новый каменный век!!! Ладно. Что же о курганах с золой у основания? Ага! Вот! «В ста сорока метрах к западу от описанной стоянки расположена группа курганов из шести насыпей. Один курган расплывчатой овальной формы, диаметром семь, шесть метров, высотой ноль семь метра, был раскопан. На грунте, на зольном слое, открыт был костяк в вытянутом положении, головой на запад. У таза справа находилась пряжка с бронзовой иглой и бронзовое кольцо.» Выходит, — Константинович обвёл взглядом спутников, — курганы насыпались в период бронзового века, за долго до одиннадцатого века прошлого тысячелетия? Получается люди в селе жили с эпохи бронзового века? А это означает, что Салтановка заселена от трех с половиной до тысячи двухсот лет до нашей эры?!!

— Великая пирамида Гизы, — тихо произнёс Иванович, — крупнейшая из египетских пирамид, памятник архитектурного искусства Древнего Египта; единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, и самое древнее из них: её возраст оценивается примерно в четыре с половиной тысячи лет. Не трудно посчитать, что наше село является ровесником тех самых пирамид. Мне не понятно, почему эти факты игнорируются?

— А действительно, почему? – подхватил Владимирович, — помните наше путешествие в Баку? – там мы узнали, что дата образования города до сих пор не известна, но его возраст приблизительно определяют по археологическим находкам!!! Почему же с нашим селом поступили иначе? Почему не учитываются находки, обнаруженные в результате археологических изысканий?

Вопрос повис в воздухе без ответа. Друзья горестно вздохнули и побрели к поджидавшему их автомобилю.

Октябрь 2018 1757-1770(15)

Exit mobile version