У всех свой рецепт…
(Про счастье.)
Южные окрестности села Салтановка имеют интересную особенность. Они окаймлены крутым спуском на заливные луга вдоль русла реки Навли и напоминают берег доисторического водоёма, поскольку с противоположной стороны рельеф не повторяется. Поднявшись по одному из таких склонов у Роженицкого колодца к машине, наши друзья отправились в дальнейший путь по изучению достопримечательностей своей малой родины.
Под впечатлением от чудесного воскрешения святого источника, Иванович в приподнятом настроении произнёс:
— У всех свой рецепт счастья. Вот у меня, к примеру, на потолке написано: «Завтра начинаю бегать по утрам». Утром просыпаюсь, вижу надпись и думаю: «Хорошо, что не сегодня», и испытываю непередаваемый восторг.
— Настоящее счастье, — улыбнулся Владимирович, — это когда в полночь убегаешь темными подворотнями от двухметрового мужика с ножом, он всё ближе, ближе, наконец настигает тебя, смотрит и говорит: «Извини дружище, обознался…»
— Вы себя услышьте, — призвал Константинович, — по-вашему получается, что счастье в покое. Но, если счастье — это покой, а не радость, и не горе, тогда ты счастлив только тогда, когда мертв?
— Нет, ну что за человек, — возмущённо хлопнул ладонями по коленям Иванович, — во всём ищет подвох. Может ты только в радости или в горе на седьмом небе от счастья? Далековато же ты от него.
— Не будьте злоязычными, — примиряюще обратился к спутникам Владимирович, — вспомните, что плохая память — это один из ключей к счастью.
— Тонко подмечено, — благодарно посмотрел Константинович, — видимо нужно понимать, что если счастье до сих пор не пришло, значит оно огромное и идет маленькими шагами…
— Ага, настолько медленно, — хохотнул Иванович, — прямо как улитка. А ведь все познаётся в сравнении. Согласитесь, ведь только тогда понимаешь, что счастье понятие относительное, когда вовремя не успеваешь добежать до туалета!
— Ты и такое пережил? — сделал большие глаза Владимирович, — сочувствую и советую быть всё-таки более оптимистичным. Вспомните, что оптимизм — это когда каждый день ждешь какой-нибудь гадости и бурно радуешься, когда она не случается.
— Этак можно всё с ног на голову перевернуть, — сокрушённо покачал головой Константинович, — сколько себя помню, постоянное ожидание плохого считалось махровым пессимизмом. Выходит, ты, Владимирович, раскрыл тайну счастья пессимиста и рекомендуешь испытать его оптимисту, коим является Иванович. Тогда я попытаюсь убедить, что счастье покупается и, если вы считаете, что счастье за деньги не купишь, то убедитесь в обратном, отдав их жене… (Авт.)
— Доходчиво, — засмеялся вновь Иванович, — хотя и сомнительно. Можно нарваться на допрос с пристрастием о скрытых источниках финансирования. Поэтому обзаведитесь амулетами на счастье, ту же подкову прибейте на входе в квартиру. Только, учтите, этого маловато будет, чтобы она принесла счастье. Надо ещё и вкалывать как лошадь!
— Вкалывая как лошадь, можно и копыта отбросить, — озаботился Владимирович, — тут-то на счастье конкуренты последние подковки с тебя и обдерут. Поэтому, считаю, работать нужно интенсивно головой. Интеллектуальный труд во всем окружающем нас мире ценится высоко, посему у нас и происходит массовая утечка мозгов. Ну да извините, от темы отклонился. И так о счастье. Оказывается, у всех оно индивидуально. У противоположного пола вообще к нему своё отношение. Открою секрет. Оказывается, истинное женское счастье — это знать наизусть меню любимого ресторана, и никогда не держать в руках счет. Каково?
— Однако, — опешил Константинович, — ни за что бы не догадался. То-то я гляжу, что супруга в редкие моменты посещения ресторана, молодеет на глазах. Стоит подумать над тем, чтобы почаще её выводить в свет. Приятно видеть счастье на милом сердцу лице женщины. Правда, нервы приходится при этом наматывать на кулак. И, советую, если в этот момент ваше счастье улыбнулось вам сквозь зубы, посмотрите на него сквозь пальцы.
— Ты не представляешь, насколько ты верно рассуждаешь, — заметил Иванович, — действительно иногда нужно сквозь пальцы смотреть на происходящее, а то решил я как-то попытать счастье — а оно взяло да умерло.
— Сочувствую, — с грустью произнёс Владимирович, — должен заметить, что зачастую мы сами во всём виноваты, но не хотим этого осознавать, а зря. Пора понять одну простую вещь, что помехи счастью – это мы и лишний вес.
— Не надо о грустном, — Константинович криво улыбнулся, — грустные мысли гоните вон, а сосредоточьтесь на позитивчиках. Тогда и мир вокруг засияет и, если в сердце ни с того, ни с сего заиграет оркестр счастья, значит дирижёр нашёлся компетентный… Берегите его.
— Вот и выходит, — подытожил Иванович, — у всех свой рецепт счастья. Ну да ладно. Похоже впереди Парня. Леонидович, остановись-ка там, где сочтёшь нужным.
Автомобиль прижался к обочине и остановился. Вокруг шумел лес.
— Судя по окружающим зарослям, — задумчиво произнёс Иванович, — смысла бродить не вижу, да и время поджимает. Давайте вспомним то, что нам известно об этом археологическом памятнике, вернее, памятниках. В этом месте, где мы стоим, находится городище Парня 1. Относится к раннему железному веку. Доподлинно известно, что в Восточной Европе и Евразийской степи и лесостепи начало эпохи совпадает со временем формирования раннекочевых образований скифского и сакского типов (примерно VIII-VII вв. до н.э.) Вот и выходит, что слободка Салтановка у Роженицкого колодца не является первым поселением. Да и следов обитания там человека не найдено. А вот здесь имеются валы и рвы. И коль поселение слободки организовали уланы, то и наличие валов и рвов вполне становится понятным. Главное то, что согласно археологическим раскопкам наша малая родина корнями уходит в восьмой, седьмой век до нашей эры. Можно предположить, что слободка берёт начало здесь.
— Ты прав, Иванович, — оживился Владимирович, — здесь действительно заповедные места. Буквально в пятистах метрах от городища Парня 1 находится селище Парня 2. Уникально оно тем, что, если верхний культурный слой относится к железному веку, то нижний уже охватывает бронзовый век. А это, простите, означает, что жили люди у нас две – две с половиной тысячи лет назад и означает одно: Салтановка – древнейшее славянское поселение, имеющее тысячелетнюю историю.
— Интересные открытия сделаны археологами и во времена нашей юности. Так, в 1974 году под руководством Александра Сергеевича Смирнова было обнаружено и исследовано селище Парня -3. Были собраны обломки керамики. В этом месте обнаружены предметы из ранней бронзовой эпохи относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры. В общем совершенно ясно, что жизнь кипела в здешних местах тысячелетиями ещё до нашей эры. Вот и получается, что Салтановка относится к поселениям третьего тысячелетия до нашей эры и жили люди здесь уже пять тысяч лет.
— Да-а-а, — протянул Иванович, — пища для размышлений нашим землякам есть. Пусть решают, как поступить и откуда вести отсчёт истории села. А мы давайте прокатимся к партизанскому дубу, а за тем вернёмся в село и расскажем ещё об одном затерянном уникальном месте.
Август 2018. 1727-1741(15)