Мир глухонемых людей — загадочный, не всегда понятный нам. В книге польского писателя Януша Вишневского «Одиночество в сети» описана потрясающая история любви юноши к глухонемой девушке. Мне не безразлична эта тема. Она связана с трагическим случаем из моего детства. Моя мама — преподаватель русского языка и литературы, перенесла тяжёлый инфаркт. Пока лечилась, её место в школе было занято. В РОНО ей предложили поработать воспитательницей в школе- интернате для глухонемых детей. Эта школа располагалась в бывшем мужском монастыре недалеко от нашего дома.
Мама любила детей и свою работу. Она иногда приводила свою группу к нам домой «побыть в домашней обстановке», попить чаю. Мне и моему младшему брату было очень интересно общаться с этими детками. Мы учились у них «языку жестов», чтению по губам и «азбуке» для рук, которую я помню до сих пор. В этой школе дети были полностью на государственном обеспечении, получали образование и профессии. Советское государство заботилось о своих детях не на словах, а на деле.
Стояло жаркое лето, так хотелось на речку! Мама отпустила меня, 13 летнего подростка, с подружками, но попросила в полдень быть дома, так как у неё в тот день была вторая смена дежурства по школе, а я должна была присматривать за восьмимесячной дочкой сестры, которая была в отъезде. Я опоздала на 15 минут, поэтому опоздала на работу и мама. В это время несколько детей убежали на речку и одна девочка утонула. Против мамы возбудили уголовное дело. Я была на этом суде. Когда защитник говорил, что мама — добрый человек, талантливый учитель, хорошая мать четверых детей и зачитал письмо родителей погибшей девочки с просьбой оправдать учительницу, я рыдала.
Я знала: что бы ни решил суд, психика мамы не выдержит. Так уже было после расстрела отца: у неё тогда наступило «сумеречное состояние», она не верила, что любимого мужа больше нет и всё искала его в городе, заполненном немцами. Соседи прятали её. Потом она пришла в себя. И вот новое потрясение. Маме присудили один год условно и отстранили от работы. А ведь она была единственной «кормилицей» нашей большой семьи. Ничего, выжили.
Но вернусь к основной теме рассказа. Когда – то меня потрясло стихотворение слепоглухонемой Ольги Скороходовой: «Думают иные»
«Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной.
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я рядом, а не за стеной».
Такую руку протянул ей проф.И.А. Соколянский: в его клинике Ольга Ивановна получила образование. Писала замечательные стихи и даже стала кандидатом педагогических наук!