Талант

Г. Антюфеев.

Талант

Рассказ

Хутор Кузнецов, окутанный богатыми садами, протянулся вдоль речки. Если идти по центральной улице, то, дошагав до окраины, увидишь станицу Милютинскую, куда часто наведывались хуторяне: то у родни погостить, то на базаре поторговаться, то добраться в Морозовскую или Миллерово, чтобы уехать оттуда по железной дороге в Ростов или в другой город государства российского.

На этой же улице стоял домик, словно вышедший из сказки. Жил в нём художник-самоучка Тюриков. Рукастый человек: за что не возьмётся, сделает – любо-дорого посмотреть. Но всё же рисовать и украшать свой быт любил больше всего. Изображал милые сердцу донские пейзажи, а также море с парящими над ним чайками. Ни разу не был на побережье, но морские картинки получались на загляденье. Землякам они нравились, как и портреты знаменитых генералов, которые копировал мастер с плакатов или из иллюстрированных журналов.

Вокруг куреня, стоявшего на пригорке, рос ухоженный сад. У опиленных ветвей сучки выкрашены в разные колера. Затворённые голубые ставни окон хаты вторили небу, а когда открывались – на каждой створке появлялось лучистое солнышко. По углам жилья искусник пустил затейливые цветочные орнаменты. Не один день вымалёвывал. И плетень у художника свитый хворостинка к хворостинке. Снизу ветви толще, а чем выше – тоньше. Сначала серая вязь, потом белая, затем – краснотал, и вновь чередование серого и белого хвороста и краснотала. Издалека казалось: цветной тканью огорожено подворье.

Курень крыт камышом. Нижний слой с листьями, с соцветьями, а верхние – без них, только стебли, как удочки из бамбука. Тюриков вязал их в мелкие пучки и плотно укладывал тонкими концами с напуском в низ кровли, натягивал верёвку и обрубал края. Топор держал лезвием кверху и по нему бил колотушкой. Линию выдерживал, будто ножницами резал. И тут прохожих вводил в обман: казалось, тёсом обитель покрыта. Верх крыши венчал конёк, по-местному гребешок. Изготовил его умелец из особого камыша, который кузнецовцы и жители окрестных хуторов называли камышец. Стебель у него тонкий, как у риса, но длинный. Стянутые из растений тонкими же хворостинками снопики разделял посередине и надевал на кров.

Во дворе рукодельника под навесом печка летняя пряталась. На трубе громоздился чугунок с нарисованной мордахой, с подмигивающим глазом, с усами и широченной улыбкой. На самой же печи выдумщик изобразил летающих птиц, бабочек, стрекоз, а под ними ползающих в траве божьих коровок, ящериц. А ещё камни собирал. И выкладывал из них дорожки во дворе, гроты, горки. Цветы обожал. Росли они у него на подворье, даже на каменных грядах, на улице у плетня. Подбирал так, что одни сходили, другие же распускались, и полыхало разноцветье с весны до поздней осени. Красота!

А ещё славился способностью любой почерк подделать. Талант, одним словом.

Жили казаки – не тужили. Наделы, которые к речке пластались, возделывали, а потом вкушали, что Бог помог вырастить. Ах как сладка и душиста запечённая тыква из собственного огорода – не уешься! А помидорчики солёненькие? Капусточка квашеная? И самому с жареной картошечкой за удовольствие, и соседа пригласить – угостить, похвалиться – тоже услада. После трапезы и чайку можно попить с душицей, чабрецом да липовым цветом. Или взвару отведать из яблок-груш из сада… И неспешно беседовать о всяко-разном, и радоваться жизни…

Талант: 5 комментариев

  1. Сотни лет баре, помещики и знать топтали и гнобили русского крестьянина — мужика. Пороли за малейшую провинность, девок портили, в солдаты на 25 годков забривали, жили и жрали за его счёт. Было ему ой как не сладко. Честные поэты и писатели били в Колокол, призывая дать народу волю. Появился рабочий класс, его гнобили буржуи со дворянами. Сбросил народ, неврите про кучку большевиков, дармоедов и призвал к ответу за те годы, что измывались над ним. Так эта пена — в голос быдло у власти, а чего вы хотели, око за око, всё по честному!!! И не смута, а революция эта, благодаря достижениям которой мы фашизм одолели. А нынешние «таланты» мы увидели до чего страну довели. Но вы не зря те времена вспомнили, ворам и бандитам ещё придётся ответить за издевательства и разруху, за враньё и предательство интересов государства Российского! Не на этом, так на том свете. Написано хорошо, местами талантливо, а по смыслу гниль! Мой дед и отец из крестьян были и на Урале я ещё со стариками разговаривал, так что меня на мякине не проведешь!

  2. Не поняла, о каком времени пишет автор? Похоже о сегодняшнем, т,к. о послереволюционном имеет весьма смутное представление. У меня есть дневник отца, который он писал в 1929 -1930 г.г. и который уже в наше время изучен и прокомментирован видными учёными. Поэтому, я согласна с предыдущим комментатором: Вы написали пасквиль на ТО время.

  3. @ val_338122@mail.ru:
    Это первый случай, когда в рассказе «Талант» усмотрена политика. Вот её мне не надо шить. Рассказ вовсе не о том, какая власть лучше, а какая хуже. Он о том, что если человек, пусть и талантливый, идёт на сделку с совестью — наказание его непременно настигнет. Не обязательно тюремным заключением, но настигнет (а подделка документов при любом строе и режиме — преступление).
    Я нисколько не отрицаю, наоборот, признаю: НАСТОЯЩИЕ коммунисты победили в гражданскую войну, а потом отстроили страну, победили фашистов и снова отстроили страну, запустили первого космонавта, создали крепкую промышленность, на остатках которой держится сейчас Россия. Но, как говорится, из песни слов не выбросишь. Для провинции (особенно сельской) события 17-го года — смута (для пролетариата — революция). А после революции и ретивые комиссары были, и неоправданные налоги, из-за которых сады вырубались, и в кулаки с подкулачниками записывали рачительных хозяев. Отрицать это — глупо. Как и глупо отрицать, что на прошедших выборах большинство проголосовало за ВВП, что на выборах не обошлось без фалсификаций, без административного ресурса, направленного на поддержку одного из кандидатов и на гнусную клевету в адрес другого. Вот это — политика. А рассказ — о преступлении и наказании, как это не банально прозвучит.
    P.S. Ваши дед и отец из крестьян. Так и мои родители, деды-прадеды не барских кровей. И я НИКОГДА и НИГДЕ не скрывал своего происхождения, говорил: «Да, я — колхозник, сельпо!» А о революции, гражданской войне, НЭПе, о Великой Отечественной войне знаю из рассказов бабушки (1911 г.р.), которая прожила более 90 лет. Её рассказы — быль, а не художественный вымысел. Так что и меня на мякине не проведёшь!

  4. @ Геннадий Антюфеев:
    Поэт, писатель пишет для людей, иначе зачем публиковать то, что сотворил. И мера гражданской ответственности лежит на нём, поскольку слово это тоже оружие. Очень важно то, к чему призывает творение автора, тащит человека вверх или способствует падению вниз. Ещё есть такая штука как мера! Можно написать правду но один негатив и по отношению к конкретному событию это будет обманом, ибо у читателя складывается представление о плохом и только. Точно также нельзя писать только о хорошем, почувствует читающий фальш. В комментариях Вы всё вроде правильно описали, а вот и своём рассказе деревню и коммунистов описали только с плохой стороны, чувство меры Вам изменило. Во всяком случае у меня сложилось такое впечатление, за других не скажу. А теперь главное — к чему Вы призываете, в чём суть произведения?. Иногда одно слово в названии стоит всего романа, переворачивает всё с ног на голову. Вы назвали рассказ — Талант! Так к какому таланту призываете — приспособленца, обманщика, ЗК или таланту начальника зоны. Извините, возможно я резко пишу, но я хочу чтобы мои дети и внуки не уезжали на работу в США, изувеченные враньём либерально-демократической шайки ублюдков предателей, а любили свою историю и Россию. Прочтите сами ещё раз своё произведение, знаю у автора бывает глаз «замылился». И ради всего святого не обижайтесь, горькая критика намного полезней карамельки глупой похвалы.

  5. @ Владимир Лизичев:
    О художнике-самоучке написано по мотивам подлинной истории. Этот рассказ читали многие, он опубликован в некоторых альманахах и, поверьте, ни у кого до момента размещения на «Прозе» не возникало пообное восприятие. Не знаю, может быть, и переборщил где-то, но ведь историю-то я рассказал немного в ироническом плане. Клюнул талант на кусок сала и пошло-поехало вкривь и вкось. И совесть грызла, и снился сон о картине. По воле начальства стал писать. И много. Но не для души, а на потребу. Вышел досрочно, казалось, пиши — воплощай задуманное, а он лишь мечтал о картине, которая покорит мир… Ведь, увы, многие мечтают «о великих свершениях», но ничего не делают ради них, находя оправдания своему ничегонеделанию.
    А на критику, ежели она по делу, никогда не обижаюсь. Это тоже глупо. Значит, чего-то не досказал, не доработал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)