В марте отмечается Всемирный день почек. Но не тех, которые весной распускаются на деревьях. А тех, которые верой и правдой служат человеку, очищая его кровь от продуктов распада белка и прочих шлаков. И если в их работе наступает сбой, развивается почечная недостаточность (уремия). При этом в крови больного накапливаются аммиак, креатинин, фенолы, ацетон и прочие яды, которые буквально отравляют его, вызывая апатию, нарушение сна и памяти, головную боль, повышение артериального давления, сужение зрачков. Человека постоянно тошнит, у него пропадает аппетит, кожа становится бледной и сухой, снижается температура тела. Нарастает анемия и кровоточивость.
Такое состояние может длиться годами, но стресс, физическая нагрузка, охлаждение, инфекция, нарушение диеты ускоряют процесс, наступает терминальная фаза – уремическая кома. Спасти больного может гемодиализ или пересадка почки. Ничего этого не было во времена Петра I, Наполеона III. Александра III, Дж. Лондона, М. Булгакова, Сары Бернар, Ю. Андропова, которые страдали болезнями почек. В настоящее время этим недугом поражено 12 % взрослого населения планеты. Многие люди даже не догадываются о причине своего недомогания, и только биохимический анализ крови на креатинин и мочевину, узи почек и экскреторная урография проясняют картину.
К сожалению, всё это я испытала на себе. Всё началось ещё в молодости. Замужество, окончание института, распределение, переезд в Сибирь – столько было хлопот! У меня болела спина, повысилось температура, знобило, ну и т.д. Я, конечно, сразу поняла, что это – пиелонефрит (воспаление почек), но серьёзно не лечилась. Такие приступы периодически повторялись. Но настоящий шок я испытала, когда заболела туберкулёзом лёгких и меня попытались лечить противотуберкулёзными препаратами. Почки тут же отказали, и я впала в уремическую кому. Никогда не забуду это состояние: словно я попала в глухой тёмный омут, где нет цвета, звуков, запахов, ощущения собственного бытия.
«Выныривала» я из него только от звука велосипедного звонка под окном палаты. Это приезжал муж с очередным букетиком цветов: заглаживал своё чувство вины, ведь он отдалился, когда узнал о моей болезни. Тогда мне так нужна была моральная поддержка, а теперь уже меня не радовали ни цветы, ни посещения, я вообще была в полубессознательном состоянии. Но ничего, выкарабкалась. А с туберкулёзом помог справиться Крымский санаторий – с его воздухом, морем, красотой, питанием, покоем. Я забыла о почках. Но они не забыли обо мне.
Всё повторилось после операции и химиотерапии по поводу меланомы. С тех пор я живу вопреки всем прогнозам. Возникает вопрос: почему я не лечусь? Ответ прост: гемодиализ есть только в Облбольнице за 150 км от посёлка, ездить туда надо 3 раза в неделю и платить большие деньги. К тому же плохая свёртываемость крови… Пересадка почки невозможна: у меня абсолютная непереносимость к чужому белку, даже к укусам пчёл. Но это тема другого рассказа.
Я надеюсь только на мудрость организма, радуюсь каждому дню, пишу свои незамысловатые рассказы в надежде, что они кому – нибудь интересны и полезны.