Это была большая сильная умная собака — наш добрый весёлый друг. Ночью Трезор охранял дом моей тёти, а днём носился на свободе с нами, детьми, участвуя в наших играх. Его активность стала причиной несчастья. Однажды, решив посоревноваться в скорости с машиной, он получил травму позвоночника, задние лапы парализовало. Передвигаться он мог, только опираясь на передние лапы и волоча задние. Нам было его безумно жалко. А тут ещё наступили холода. Мы устроили Трезору лежбище в тёплом коридоре. Рядом поставили миски для воды и скудной еды, которую носили из дома, хотя сами голодали в эти послевоенные годы.
Трезор очень радовался нам и всё пытался дотянуться до лица, чтобы благодарно «поцеловать». Шло время, но движение в лапах не восстанавливалось, никакой ветслужбы в городе не было. Мочился Трезор «под себя», мы менял подстилку, сушили, но запах чувствовался. И однажды тётя выразила своё недовольство, а Трезор понял, что мешает. Через несколько дней он исчез. Мы нашли его в овраге рядом с домом по следу на снегу: он полз, лапы волочились. Принесли нашего друга домой, согрели, накормили, но он стал какой – то безучастный. Видно, решил, что жить больше не будет, чтоб не быть никому обузой. И снова «ушел» из дома. Мы нашли его в снегу в том же овраге — уже окоченевшим. Обнимали его и плакали.
Он покинул нас, но навсегда остался в нашей памяти, он так украсил наше голодное и холодное детство! Собака — самое преданное человеку существо. Только она умеет так беззаветно любить.
А рассказанная здесь история имела странное продолжение. После гибели Трезора в дом тёти пришли беды. Убили в Майкопе её мужа, художника. Подросший сын стал выпивать и, в конце концов, покончил с собой: повесился в сарае. У тёти случился инсульт, её парализовало, и она умерла в больнице. Дом купила пожилая женщина, прописала в нём своего внука и его молодую жену, которая так «затравила» бабушку, что она не выдержала и покончила с собой: повесилась в том же злосчастном сарае.
Я узнала всё это через много лет, когда приехала на родину и пришла к дому тёти. Дом стоял пустой и чужой. А как в детстве я любила бывать в этом большом, уютном доме, с садом, огромным кустом роз под окнами, качелями в сарае. Помню, что на новогодней ёлке вместе с игрушками у них всегда висели настоящие (!) пряники. Это была такая редкость! И ничего вкуснее жареной картошки на сале, которой иногда угощали меня в этом доме, я не ела!
Тётя была добрым человеком. Нет, не могла она быть виноватой в гибели Трезора!
Видно, так распорядилась судьба.