Брянск занимает особое место в судьбе наших героев. С ним связаны самые яркие воспоминания детства, ведь здесь их, сельских мальчишек, встречали как самых желанных гостей, баловали всякими вкусностями и обновками, дарили такие игрушки, от вида которых приятели просто теряли дар речи, а возможность дать поиграть позволяла стать непререкаемым авторитетом среди сельских пацанов.
Прошли годы. Произошло многое в жизни людей, но осталось радушие и гостеприимство земляков. Встречи происходили спонтанно. Нет, вначале друзей приняли родные и близкие, а затем, по мере распространения новости об их приезде, объявились одноклассники и однокурсники… И пошло, поехало…
Пришлось принимать решительные меры и отклонять приглашения, сославшись на ограниченность во времени. В конце концов, посовещавшись, друзья приняли решение прервать застолья и отдохнуть, посетить достопримечательности города. Отказавшись от услуг автомобильного обеспечения, отправились троллейбусом, следовавшим маршрутом номер три. В салоне оказалось много молодых людей, очевидно студентов, ведь учебных заведений в городе значительно прибавилось. Глядя на юношей и девушек, Иванович с ностальгией в голосе произнёс:
— Гляжу я на нынешнюю молодёжь, и почему-то вспоминаю годы учёбы. Бывало времени не хватало катастрофически. Сессия наступала внезапно и, как правило, не хватало одного дня. И тогда каша в голове студента на экзамене чудесным образом превращалась в лапшу на ушах преподавателя. Похоже ничего не изменилось…
— Лапша терпеливо висела до конца ответа, — крутанул головой Владимирович, — а за тем решительно стряхивалась и начинались дополнительные вопросы, которые приводили мысли студента в порядок или ввергали в ступор. Чего уж там, учили нас настоящие профи. А сейчас??? Устойчиво бытует мнение, что настоящие знания можно получить только за границей. Очевидно не знают люди, что американские университеты — это место, где российские евреи преподают математику китайцам.
— Не, — махнул в сторону молодёжи Константинович, — нынешние по уровню изобретательности с нами тягаться не смогут. Вспомните, как мы изворачивались, чтобы воспользоваться мгновением и успеть списать. Особого напряжение не возникало, если вы решали воспользоваться шпаргалками на обычном экзамене, это ещё ничего. А вот море адреналина вырабатывалось, когда приходилось списывать на секретном, там становилось в три раза хуже, ведь если поймают, быть беде, поскольку все знали, что шпаргалки по секретным предметам нельзя выносить из аудитории. Некоторые умудрялись их съедать.
— Да, наше образование современной молодёжи недоступно, — огорчился Иванович, — сейчас плати гроши и получай диплом. Видимо поэтому в помощь студентам-выпускникам ВУЗов, в условиях кризиса, Министерство образования выпустило учебник «Пособие по безработице».
— То-то и оно, что им не только уровень нашего образования недоступен, но и не понятен, — живо откликнулся Владимирович, — зато гонора…. У нас такого не было. Нет. Бывало, пробивались робко амбиции. Это когда идешь на экзамен и думаешь, что знаешь на два, а если ставили четыре, удивлялись, почему не пять?
— Смех смехом, — ухмыльнулся лукаво Константинович, — а в принципе, чего вы хотели? Если один учитель не может преподавать все предметы, то как вы можете ожидать, что один студент все их выучит?
— Согласись, — покосился Иванович, — всякие уникумы встречались. Помню, как на зачёте по философии студент Лёвин доказывал преподавателю, что никаких лекций не было, да и науки такой не существует.
— Действительно, были уникумы, — расплылся в улыбке Владимирович, — и, главное, с жиру не бесились. Увы, у отдельных и поесть-то досыта возможности не было. Гуляла шутка, что понедельник, среда, пятница – это трехразовое питание студента…
— Всякое случалось. Есть о чём вспомнить, — покрутил головой Константинович, — главное на лекциях не расслабляться. Было понятно, что если спишь на лекции — проснешься в армии
— Помню, — поморщил лоб Иванович, — была у нас компашка приколистов: Иванов, Петров и Сидоров. Так вот, доприкаловались они… Петрова за неуспеваемость отчислили. Так его друзья говорили, что он каждый день писал из армии декану, что будто бы попал в спецназ, и его там учат убивать.
— Ну, насчет того, что каждый день писал, — иронично взглянул Владимирович, — ты загнул, а вот то, что студенты ради того, чтобы успеть сдать сессию были готовы совершать подвиги – истина. Можно утверждать, что была такая легендарная личность: человек-студент – это супергерой нашей юности. Он успевал совершить столько подвигов за декабрь, сколько должен был сделать за сентябрь, октябрь и ноябрь.
— Так-то оно так, — с сомнением произнёс Иванович, — только эти «герои» не понимали одной вещи. Если вам дали хорошее образование, это еще не значит, что вы его получили.
— Образование-то нам давали неплохое, — гордо вскинул нос Владимирович, — только и шелухи всякой хватало. Частенько читали лекции, на которых все понимали, что зря теряют время. И пока студенты во время скучной лекции поглядывали на часы, считалось, что все в порядке. Страшно, становилось, когда они начинали удивленно подносить часы к уху. Никто не писал конспекты, за редким исключением. В итоге эти лекции становились наиболее популярными, в момент сдачи экзаменов и зачётов, и называлось это… Правильно. Сессия. Когда на заборах ко всем известным словам добавляются фамилии преподавателей авторов тех самых скучных лекций…
— Только и приключений было немеряно, — вспомнил Константинович, — от страха у иных колени тряслись. Ведь все осознавали, как было уже замечено ранее, что если вас выгонят из института, то не стоит ныть. Потому что в армии нытиков не любят. (Авт.)
— И поэтому, — напомнил Иванович, — каша в голове студента на экзамене чудесным образом превращалась в лапшу на ушах преподавателя. Не знаю, — с сомнением посмотрел он на спутников, — остались ли у вас в голове знания??? Напоминаю для самых талантливых, что мы приехали и на следующей остановке нужно выходить.
Троллейбус остановился. Друзья покинули салон, перешли улицу и с трепетом в сердце замерли.
— Вот он, — гордо произнёс Иванович, — наш Курган бессмертия — памятник павшим в борьбе с фашизмом. Это один из наиболее примечательных мест города, освобожденного от аккупантов только лишь 17 сентября 1943 года.
— Курган был заложен 11 мая 1967 года в городском парке «Соловьи», где мы и находимся, — принял эстафету Владимирович, — сегодня это величественное сооружение, которое венчает огромная пятиконечная звезда. Памятник стал одним из тех святых мест, без которых немыслим облик областного центра. Священную землю сюда доставляли с братских могил в городах и селах Брянщины, с легендарных мест городов-героев, с болгарской Шипки — символа братства славянских народов. Приносили к месту закладки матери, чьи сыновья не вернулись с войны, ветераны войны, революции и комсомола, Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, руководители и участники партизанского движения и подполья, воины Советской Армии, комсомольцы, пионеры, октябрята. Тысячи юношей и девушек в свободное от работы время трудились на сооружении Кургана. Он практически насыпан вручную и представляет собой земляную насыпь общим объёмом свыше двадцати тысяч кубических метров и высотой двенадцать метров.
— В основании Кургана заложен орудийный ствол с капсулой, — продолжил Константинович, — в которой содержится обращение к потомкам-брянцам 2017 года: «Дорогие товарищи, друзья, люди XXI века!.. Никогда не забывайте героического прошлого нашего партизанского края! Всегда помните, какой ценой досталась свобода вашим дедам! Берегите ее, как зеницу ока… Мы завещаем вам самое дорогое, что есть у советского человека, — гордость своей Родиной! Любите свою страну так, как любили ее мы, ваши старшие товарищи, единомышленники, друзья. Приумножайте могущество Родины Советов!».
Друзья подошли к широкой лестнице, остановились, возложили алые гвоздики и склонили головы. Они знали, что для каждого жителя города и области, Курган бессмертия является символом мужества и героизма их предков.
Вечная память и слава тем, кто с оружием в руках отстоял честь и независимость нашей Родины.
1545-1558(15)