В Антропшино снова осень. Которая уж по счету… Только вот счёт – обратный. В сторону нуля. Скоро придёт и последняя. Поневоле начинаешь ценить те пустяки, что раньше пролетали в суматохе дней. Как писал Розенбаум – « Уже всё чаще хочется гулять — не за столом, а старым тихим парком»… Ты начинаешь мечтать просто о покое и уюте. Тебе уже не хочется переделать мир. Да гори он синим пламенем. Оставьте мне мой дождь, мою осень, мой дом. И пусть в этом доме всегда сопит и кричит во сне рыжая кошка.
Рыжая… Это сгусток солнечного тепла промозглым питерским вечером. Это улыбка среди серой пустоты тоски и безнадёги. Это немногое то, ради чего хочется улыбнуться. Наверное, это посланец Рая в сером Чистилище жизни.
Я не знал её котёнком. Она уже года два жила у женщины, которая согласилась стать моей женой. Я помню нашу первую встречу… Гордо выгнутая рыжая спина и полное равнодушие к этому, приехавшему с юга, хмурому мужику. Я протянул руку её погладить. Рыжая фыркнула, как графиня, которой предложили стакан спирта. Я тоже фыркнул. Подумаешь – цаца! Тем более всегда не любил кошек и сучек. Предпочитал котов и кобелей. Я всю жизнь прожил рядом со зверями. Коты, псы, лисы. Всегда был уверен, что женский пол весьма недалёк умом и сообразительностью. Но Рыжая перевернула все мои убеждения.
Кошка размером с хорошего пинчера. Густая рыжая шерсть и ярко жёлтые в темноте глаза. Голос спившейся и прокуренной насквозь оперной певицы. Походка Ростовского жигана. Да и повадки те же… Её муж, кот Иннокентий, проходя мимо стула всегда нервно озирается, боясь получить острыми когтями по нежным местам пониже спины. Он бьёт Рыжую. Но, Рыжая никогда не унывает. После страшного семейного скандала, когда обруганный по всем родственникам мною кот, прячется где-то под креслом… Из-за угла показывается весёлая рыжая морда, с явным выражением: « Что б ещё натворить?»
… Два года назад в доме появилось новое живое существо. Пёс Джонни. О! Я помню этот день. Я был болен и лежал на кровати на первом этаже нашего дома. Сестра жены привезла из Казахстана семейство псов и попросила на время приютить их. Ну месяц август… Пусть бегают. Вся стая рванула по окрестностям. Только пёс Джонни решил войти в дом… Этот день он вспоминает в своих страшных снах. Я знаю. Он кричит от страха во сне. Навстречу ему вылетел огромный рыжий шар и с диким рёвом вцепился ему в мордочку. Джонни перевернул всё на своём пути. Он бежал и дико кричал от ужаса. А за ним неслась шарообразная рыжая молния. Когда пёс скрылся в овраге, Рыжая, гордо подняв, как полковое знамя победы, хвост вернулась в дом. Только вот пёс оказался не промах. Он всё таки сумел поселиться в нашем доме. Я люблю собак. И эта умильная морда мопса-переростка растрогала моё сердце. Собачья семья, кроме Джонни, покинула Антропшино. Пёс остался у нас. И кошка взялась за его воспитание. « Курс молодого бойца» был ужасен. За любую провинность пёс получал когтистой лапой в морду. Он визжал и бежал ко мне жаловаться. А Рыжая, с ухмылкой старого фельдфебеля, садилась рядом. Шло время. Пёс понимал, кто тут главный. Он уступал дорогу кошке. Кошка всегда подходила первой к еде. А пёс стонал в сторонке, переживая – оставят ему что-нибудь или нет. Муж Рыжей, кот Иннокентий, у пса в авторитеты не попал. Пёс признал за хозяйку дома только Рыжую.
На соседнем участке возводился дом. Там жил мой ровесник- узбек Шавкат. Одногодкам есть всегда о чём поговорить. Тем более с узбеком того… раньшего времени. Он иногда брал бутылку и приходил ко мне. Мы садились на крыльце и под «прозрачную» вспоминали Советский Союз и ту жизнь. Как-то Шавкат сказал мне: « Миш, мне телевизор на фиг не нужен. Я в окно на твою кошку смотрю. К вам на участок забежали две собаки, большие охотничьи псы. И тут из твоих дверей вылетел дико шипящий огненный шар. Раздался душераздирающий визг собак. Они бежали, вопя от ужаса, домой, а за ними неслась твоя кошка». Шавкат всегда жалел моего пса Джонни. Он говорил – « Мы с тобой гастарбайтеры, азиаты. А эти питерские нас порвать готовы». И показывал пальцем на кошку, гордо восседавшую на крыльце.
Шло время. Рыжая посчитала, что пёс достоин проживать в её доме. И теперь пёс « получает люлей» только под плохое настроение. А оно у кошки не часто. Рыжая очень жизнерадостная и оптимистичная особа. Ну, конечно, бывают дни. Когда бедный пёс, просто проходя мимо, получает Рыжей лапой по умильной хитрой морде. Но, пёс « держит её за авторитета». Он заступается за Рыжую, когда её муж впадает в приступ агрессии. Он зовёт меня поздним вечером открыть двери Рыжей, вернувшейся с прогулки. Он никогда не подойдёт к миске с едой впереди Рыжей.
… Была весна. Вроде всё должно цвести и радоваться. Только у меня на сердце была чёрная туча. Врачи поставили диагноз Рыжей. Это страшное слово. Я помню его. Я услышал его ещё там… дома. На далёком юге. Этот приговор унёс мою бабушку и моего отца в иной, надеюсь, лучший мир. И вот теперь кошка… Её то за что?! Говорят – болезнь та же молитва. Искупление через боль. Чем же провинилась Рыжая кошка?! Или она на себя приняла, как и положено хранительнице дома, наши грехи… Клиника… Операция. Я возил Рыжую на перевязки. Она мурчала на столе ветеринара. Она верила, что ей помогут.
… Идёт нудный серый питерский дождь. Мокрые листья прилипли к дорожке. За окном темно и тихо. Только, радуя мою душу, во сне покрикивает Рыжая кошка. Может ей снятся соседские псы… Кто знает? Может кусочек свежей телятины… Спи Рыжая. Храни наш дом и наши души. Спи, Рыжая. Ты нужна нам….