PROZAru.com — портал русской литературы

Жизнь в наследство или Солдаты 41-го. Повесть (продолжение)

Глава 9. Новый порядок.

Оперативная сводка за 6 июля 1941 года.

Утреннее сообщение 6 июля.

В течение ночи на 6 июля продолжались упорные бои на Островском, Полоцком, Борисовском и Новоград-Волынском направлениях и на Бессарабском участке фронта.

На Полоцком направлении наши войска отбили все атаки противника, прочно удерживая рубеж р. Зап. Двина. В боях на подступах к реке остались тысячи немецких трупов, много подбитых танков и самолётов. Значительная часть наступавших нашла себе могилу на дне реки.

Лёха Полюхович, из деревни Латышки, что расположилась на живописном берегу реки Ушача, отправился на утреннюю зорьку порыбачить. Погода выдалась пасмурная, тихая. Рассчитывая на богатый улов, мальчуган с вечера накапал червей, приготовил снасти. А утром, с первыми петухами пустился в припрыжку к своему излюбленному месту, где в тихой, широкой заводи, поросшей кувшинками, имелись достаточно большие окна, позволяющие забрасывать крючок с наживкой. Там в глубине, нагуливала жир к зиме крупная плотва, которую так обожал выуживать мальчишка.

Клёв был превосходный. Алексей с замиранием сердца подсекал и выводил крупных, по его меркам, рыбок к берегу, хватал за жабры и сняв с крючка, вешал на кукан. Он так увлёкся, что и не заметил, как трое немецких разведчиков, словно тени, переправились на резиновой лодке с противоположной стороны. Белую рубашку парнишки они заметили сразу, поэтому перебрались за поворотом русла, так, чтобы их не заметил, ставший помехой юный рыбак. Здоровенный рыжий детина, ступавший удивительно тихо, подкрался к увлёкшемуся пацану и зажав рот, свернул шею, как цыплёнку. Мальчишка разом обмяк. Фашист

играючи бросил тельце в кусты и замаскировал ветками. Изломав ореховые удилища, бросил на стремнину. Улов вынул из воды и забросил подальше от берега. Немецкие разведчики свидетелей своего пребывания в живых, как правило, не оставляли.

Бесшумно, сливаясь с кустарником, благодаря маскировочным костюмам, фашисты гуськом проследовали в деревню. Они не заметили хорошо укрытый от посторонних глаз ДОТ. Понаблюдав некоторое время за деревней, немцы пришли к выводу, что советских частей в округе нет. Воспрянув духом солдаты не таясь вошли в деревню. Подойдя к ближайшему дому, сунули под соломенную крышу зажигалку, и крыша вспыхнула ярким пламенем. Тем самым, они подали сигнал своим, что путь свободен. А тем временем, крестьяне подожжённой избы с воплем: «Горим, люди добрые рятуйте!!!», выскочили на улицу. Женщина и малые ребятишки мал мала меньше. Последним выбежал хозяин с охапкой нехитрых пожитков.

Дело было к полудню. По сигналу своих разведчиков в деревню вступила немецкая пехота с поддерживающей артиллерией.

Командовал передовым отрядом офицер. По его распоряжению всех жителей согнали за околицу, окружив со всех сторон плотным кольцом. Из толпы сельчан выдернули всех мужиков призывного возраста. Таковых набралось двадцать восемь человек. Хмуро пройдя вдоль выстроенных крестьян, офицер махнул в сторону реки и скомандовал:

— Эршиссен!!!

Солдаты, подталкивая пленников прикладами карабинов, погнали к реке. Там, у самого уреза воды их попытались выстроить, но те жались кучкой, не понимая, что от них хотят.

Василь Маркович, глядя на приготовления фашистов, проговорил:

— Хлопцы, сдается мне хутко постреляють нас.

Он, прячась за спинами односельчан, тихонечко отступил в воду и, нырнув, ушёл в камыши.

Его примеру попытались последовать ещё несколько человек, но немцы открыли беглый огонь. Словно подкошенные, свалились на землю мужики.

Оставшиеся крестьяне, молча наблюдали за происходящим, пока не началась пальба. Дико заголосили бабы, вторя им, тонко заплакали навзрыд ребятишки. Оставшиеся старики молча утирали покатившиеся по щекам слёзы. Немцы продолжали держать жителей в плотном кольце оцепления.

По команде офицера солдаты начали поджигать хаты. В крайней избе факельщик увидел младенца и вынес на улицу. Из толпы ему на встречу бросилась мать. Немец из оцепления выстрелил в неё. На белой вышиванке мгновенно появилось кровавое пятно, женщина упала, раскинув руки. Два солдата, подхватив труп за руки и ноги, бросили в огонь. Факельщик, державший ребёнка, молча подошел к толпе и отдал несмыслёныша первому попавшемуся сельчанину.

Маркович, выбравшись из камышей, прячась среди кустов, по тропкам, известным только ему, бросился в

соседнюю деревню Меруги. Застав там красноармейцев, упал на колени и зарыдал:

— Рятуйте братцы, а то изничтожат лихоимцы зараз всех.

Сбивчиво Василь рассказал о происшедшем.

Срочно было доложено о захвате деревни Латышки Зыгину. Полковник приказал немцев выбить, деревню освободить.

По деревне ударила артиллерия. Удар поддержал и замаскированный дот.

Немцы пустили дымовую завесу и атаковали нашу долговременную огневую точку.

Пулемётный огонь всякий раз заставлял их откатываться на исходные позиции. Фашисты выкатили орудие на прямую наводку. Однако этот маневр не принёс успеха. Меткими очередями пулемётчики

прижали орудийный расчёт к земле и не позволили произвести ни одного выстрела.

Тем временем Василь Маркович, вызвавшийся провести бойцов подвижного отряда кратчайшей дорогой к селу, выпросил себе винтовку. Держа оружие в правой руке, он бегом бежал впереди колонны. На рубеж атаки вышли стремительно и ударили молча и дружно во фланг противника.

Немцы, под ударом наших бойцов дрогнули и отступили, оставив на поле боя пятнадцать убитых, в том числе того самого офицера, который командовал передовым отрядом.

На подмогу подошёл третий стрелковый батальон 494 стрелкового полка.

Бойцы помогли похоронить погибших сельчан. Сняв пилотки, молча стояли у свежих холмиков. Глядя в ту сторону, куда ушли гитлеровцы, Бондаренко, обращаясь к Филатову тихо, но так, что слышали все сказал:

— Вот он, новый порядок, который несут нам фашисты.

Июль 2017.

Exit mobile version