Поздний звонок в дверь насторожил, но я открыла. На пороге стояла заплаканная женщина, в которой я с трудом узнала жительницу нашего посёлка.
– Анна Фёдоровна, – умоляюще заговорила она. — Мне посоветовали обратиться к Вам. Только на Вас надежда. Помогите! – Женщина достала из своей сумки какие – то бумаги.
– Проходите, садитесь. Что случилось?
– Понимаете, завтра нам с сыном нужно быть в области на сборах, а ЭКГ расшифровать некому: нет специалистов ни в посёлке, ни в районе, надо ехать за 100км в область, а у меня ни времени, ни денег на поездку нет!
Я не педиатр, но знаю, что детская ЭКГ отличается от взрослой, даже в норме. Но на ленте сразу увидела характерное отклонение от нормы. С подобной «картинкой» я уже встречалась много лет назад, когда встал вопрос об отчисления из школы олимпийского резерва моего внука. Миша был здоров, волейбол очень любил, поэтому, тогда, я решила разобраться в ситуации.
Поехала с ним в Институт радиологии. Врач, мой бывший больной, сделал эхокардиографию сердца, увидел дополнительную хорду митрального клапана и объяснил мне, что это признак малого врождённого порока сердца, который не является противопоказанием для занятий волейболом. Я привезла заключение спортивному врачу и даже хотела дать расписку, что беру на себя всю ответственность. Однако врач остался непреклонным, и Мишу отчислили. Тогда я сказала пророческие слова: «А как придёт время служить в Армии, он сразу станет здоровым»!
Однако на комиссии Мишу признали негодным к строевой службе. Он продолжал работать, встречался с девушкой, студенткой мединститута. И вдруг, как гром среди ясного неба, накануне Новогоднего праздника прямо из дома внука забрали в Армию: у военкомата случился недобор призывников. Правда, оставили служить в Московской области и обещали следить за его здоровьем.
А через месяц от тромбэмболии скоропостижно умер его 40 — летний непьющий и некурящий отец, а вскоре и невеста ушла к другому. Это был кошмарный для всех нас год. Но служба пошла Мише на пользу: он повзрослел, стал увереннее в себе. Кстати, после Армии его с готовностью взяли на прежнее место работы, позже он встретил хорошую девушку, женился. Так что: «Что Бог ни даёт — к лучшему»!
Что касается хорд — это сухожильные нити (пружины), с помощью которых работают клапаны сердце. Сокращаясь, они натягивают створки клапана, будто открывают ворота, и кровь устремляется из предсердий в желудочки. Расслабляются — створки смыкаются, и кровь не забрасывается обратно. В 35% случаев развития у человеческого зародыша закладывается дополнительные 1- 2 хорды. Если они продольные, человек может и не подозревать о наличии у себя этого малого врождённого порока, т.к. это совершенно не отражается на здоровье. И обнаруживается только при дополнительном обследовании.
Но вернусь к визиту поздней гости. Я рассказала взволнованной женщине всё, что касалось находки на ЭКГ её сына, какое нужно пройти дополнительное обследование. Успокоила, что его жизни ничто не угрожает, а вопрос о спортивных сборах можно решить только со спортивным врачом. Женщина ушла успокоенная, а у меня ещё долго болела Душа от растревоженных воспоминаний.