Смоленск очень красивый город. Утопая в зелени деревьев, он поражает своей самобытной древней архитектурой, в которую органично вписываются современные строения. Путешествие по его улицам доставляют неизгладимые впечатления, и наши герои просто наслаждались, неспешно прогуливаясь. Выйдя со Студенческой на перекресток Большой Советской, остановились, глядя на свадебный картеж, проследовавший в сторону моста любви. Провожая его взглядом, Иванович, увлекая друзей на пешеходный переход, сказал:
— Брачные контракты будут значительно популярнее, если кроме вопросов имущества в них будут рассмотрены еще и правила поведения тещи.
— Теща, — болезненно скривился Владимирович, — это практически вторая мать. И даже больше – перемать.
— Если ты не нравишься тёще, — грустно изрёк Константинович, — значит она считает тебя мудаком! Если ты нравишься тёще, значит она тебя считает хорошим мудаком.
— Мне вспомнился случай, когда работал в железнодорожной автобазе, — хохотнул Иванович, — был случай, когда Безусов на своём автомобиле заехал в реку. Так он в объяснительной написал: «Я съехал с обочины, взглянул на свою тещу и поехал сквозь ограждение набережной.»
— Ничего смешного не вижу, — осуждающе покосился Владимирович, — просто некоторые не знают, что такое делить квадратные метры с мамой жены. Поэтому поясняю: жизнь с тещей — это как шахматная партия — рано или поздно кончается матом.
— Терпение, мой друг, терпение, — похлопал сочувственно по плечу собеседника Константинович, — и, главное, внимание и вежливость. Вот, к примеру, если вы с семьей выехали на природу, помните, что в незнакомый водоем надо заходить постепенно: сначала теща, потом жена, а уж потом вы.
— Хороший ход, — одобрил Иванович, — главное и внимание, и заботливость на лицо. Не хватает любви. А я очень любил свою тёщу. С каждым днём — всё больше. Особенно первые сорок дней…
— Нужно четко понимать, — развёл руками Владимирович, — что жена и теща — это психотропные существа.
— Если вы с тёщей живёте душа в душу, — начал загибать пальцы Константинович, — если она может серьёзно поговорить с вами о политике, о рыбалке, о спорте, если в спорах с женой всегда принимает вашу сторону, если не брюзжит, когда вы выпили — приглядитесь внимательно: может, это тесть?!…
— Возможно ты и прав, — поскрёб затылок Владимирович, — жаль время упущено. Тем неимение внимание пожилым людям оказывать надобно. Я, вот, как-то водил свою тещу в серпентарий. Она изумленно разглядывала змей, кушала мороженое, что-то там бубнила. В общем, старательно делала вид, что не понимает, о чем эти твари шипят.
— Всё дело в том, — просветил Владимирович, — что теща — это не человек. Теща — это явление.
— Причём является в самом неожиданном месте, — уточнил Константинович, — и в самое неподходящее время. Скажем, если в разгар хорошего застолья, во время танцев вам угодили в лицо ногой, то встаньте, выключите музыку и снимите тещу со стола.
— Теперь мне понятно, — изумился Иванович и слегка пожал Константиновичу руку, — почему ты последнее время стал относиться к теще значительно лучше: часто приезжаешь с цветами, красишь оградку…
— А чего тут, — покраснел Константинович, — совесть замучила. Мы на её поминках порвали два баяна!
— Это ещё ничего, — отмахнулся Владимирович, — повеселились всего лишь. Жизнь показывает, что есть вещи пострашнее и исходят они от женщин. Был такой случай. Узнав, что бывший муж женился на молоденькой соседке, бывшая жена отмстила ему с чисто женским коварством: вышла замуж за отца соседки и стала тещей.
— О как, — изумился Иванович, — поэтому я и утверждаю, что брачные контракты будут значительно популярнее, если кроме вопросов имущества, в них будут рассмотрены еще и правила поведения тещи. Хотя, оставим эту тему и поговорим о здешней крепости. Мы с вами подошли к Днепровским воротам Смоленской крепостной стены. Находится это место, как мы видим, на берегу Днепра. Раньше здесь оба берега соединял широкий мост. В годы Великой Отечественной войны он был взорван. В настоящее время на месте ворот находится православная гимназия.
— Днепровские ворота, за годы существования не единожды переименовывались, — включился в рассказ Владимирович, — название «Днепровские» связанно с расположение башни на берегу. Другое наименование этих ворот – «Фроловские ворота» башня получила по находившемуся рядом древнему храму Фрола и Лавра. «Богоматерские ворота», «Богородицины ворота», из-за укреплённой над входом в город иконы Божьей Матери Одигитрии. В годы польской оккупации Смоленска в XVII веке, ворота назывались «Королевскими» («Porta Regia»).
— Мне остаётся добавить, — продолжил Константинович, — что Огромные пятиярусные Днепровские ворота не только служили украшением крепости и своего рода «визитной карточкой города», но и выполняли важную функцию — прикрывать самую густонаселённую и деловую часть города со стороны Днепровского моста. Судя по изображению Днепровской башни на плане В. Гондиуса 1634-36 гг., и на иконах Авраамия и Меркурия Смоленских (начала XVIII века), по внешнему виду и внутреннему устройству центральные ворота Смоленской крепости напоминали Спасские ворота Московского Кремля.
Закончив обсуждение, друзья отправились путешествовать по Смоленску.
Август 2017. 1465-1479(15)