Первая книжка, которую я прочитала самостоятельно, была сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». В доме было очень много книг, в том числе старинных. Но большую часть сожгли варвары фашисты во время оккупации. Уцелели лишь те, что были хорошо спрятаны. Помню «Борьба за огонь» Рони – её яркокрасную обложку с золотистыми буквами. Читать я еще не умела, но слышала, как читают сёстры, и не могла понять, что это за слова «борьбаза» или о каких « трёх мушках Тёра» идёт речь?
И вот наступил день, когда меня записали в детскую библиотеку! В зал библиотеки впускали по одному. Остальные дети сидели в полутёмном коридоре, предвкушая чудо. Мне дали книгу «Аленький цветочек». Я прибежала домой, села и, не отрываясь, прочитала книжку «от корки до корки». И тут же снова пошла в библиотеку, но библиотекарь удивлённо сказала:
– Девочка! Ты ведь сегодня уже была в библиотеке!
– Да. Но я уже прочитала книжку!
– Не делай так больше. Однако другую книгу всё же выдала.
Я долго находилась под впечатлением истории о красавице и чудовище, тем более что психика была подорвана ужасами оккупации, бомбёжек. В городе ещё не было электричества. В качестве светильников использовали «каганцы»: пузырьки с керосином и фитильком. Под ними же и уроки делали. Страх сопутствовал нам всё детство: тёмные углы комнат, руины домов с чёрными провалами окон, «уханье» филинов на одичалых пустырях…
Во время оккупации немецкие части часто менялись: отступали – наступали. Мы, дети, обыскивали после них комнаты с надеждой найти какую — нибудь еду. Безрезультатно. Но однажды нашли фанерный баул. В нём потом я хранила свои незамысловатые игрушки.
Стоял этот округлый ящичек под кроватью. Как — то вечером я решила немножко поиграть, откинула покрывало, наклонилась и потянула баул к себе. И совершенно ясно увидела две чёрные лохматые лапы с большими когтями, которые с двух сторон обхватили чемоданчик и удержали его.
Я в ужасе выбралась из – под кровати и позвала маму.
– Мама! Там чудовище! Оно не отдаёт мои игрушки!
Мама наклонилась, достала баул: «посмотри, Анетка, там никого нет!»
Но ведь я ясно видела эти лапы, похожие на те, какими обхватило чудовище из сказки свой Аленький цветочек! До сих пор ясно представляю картину: большие лохматые лапы какого – то неведомого существа – страшного, но, наверное, доброго.
Что это было?