Мне уже сорок пять… Свои детство, отрочество и юность я провел в маленьком провинциальном городке Иджеван на северо-востоке Армении. Сразу после окончания института я поступил в аспирантуру в столице, и вскоре перевелся в Москву, где и обосновался на долгое время. Обзавелся семьей, детьми и небольшим домом в черте города. Одним словом, жизнь моя сложилась довольно стандартным и предсказуемым образом, довольно типичным для моего поколения.
Работал я в научно-исследовательском институте, и один из наших проектов был связан с подрядчиком – небольшой лабораторией в одном из институтов Армении. Меня, как знающего язык и местные особенности, отправили туда в командировку. Со мной полетел Олег, мой коллега, заведующий лабораторией, парень моего возраста. Олег был родом из Белоруссии, и имел довольно неплохое представление об Армении, так как в советское время служил там в армии. Он был рад посетить места своей боевой славы, и очень хотел увидеть своего армейского товарища, которого не видел лет двадцать.
Приехав и разместившись в гостинице, мы позвонили и договорились с товарищем Олега о встрече. Он встретил нас в центре города у большого супермаркета, был очень рад нас видеть, и тут же предложил зайти к нему домой посидеть и отметить встречу. Мы так и сделали, тем более что жил он совсем рядом, в соседнем переулке. Квартира была небольшая, но уютная и хорошо обустроенная, с неплохим видом из окна. Дома никого не было, супруга его была на работе, как он нам сказал, поэтому мы сами быстро экспромтом накрыли небольшой стол. Разговорились на разные темы, они с Олегом начали вспоминать свои армейские приключения, потом товарищ принес большой фотоальбом со старыми фотографиями и мы стали его листать. Снимки были распределены по страницам хаотично, поэтому мы смотрели все подряд.
Перелистав очередную страницу я замер в оцепенении. Это была она… Я не видел ее лет двадцать пять, с тех пор как мы расстались. Но узнал ее мгновенно, и меня прошиб тот же внезапный разряд, как это было неоднократно, когда я ее встречал случайно где-нибудь. Взгляд ее озорных глаз я бы не перепутал ни с чьим, он был таким светлым и теплым, обволакивающим и притягивающим. Он вызвал во мне волну воспоминаний и вернул меня в счастливую пору моей жизни, кажущуюся мне сейчас такой далекой.
— А кто это на фотографии, — спросил я у товарища Олега.
— Это Стелла, подруга моей жены, — ответил он.
— Красивая, — сказал я.
— Очень, — согласился он,- но и настолько же несчастная. У нее не сложилась жизнь, она рассталась со своей любовью и так и не смогла больше никого встретить. Очень сильной была эта привязанность.
— А почему рассталась? — поинтересовался я. Мне была интересна ее версия произошедшего.
— Я точно не знаю, она никому не рассказывала. Я только что-то слышал насчет того, что они друг друга не поняли. Это она как-то сказала моей жене… А ты ее знаешь? – вдруг спросил он.
— Думаю, что мы где-то встречались, — неопределенно ответил я, — наверное в институте. А где она сейчас живет?
— К сожалению нигде… она умерла три года тому назад…
В этот момент у меня как будто провалилась земля под ногами… Я только почувствовал, как кровь внезапно прилила к голове, что-то сильно сжалось в горле и я не мог дышать. Я опустил голову, чтобы мои собеседники не увидели как я изменился в лице, хотя это все равно должно было быть заметно. Ситуацию спас Олег, который очень вовремя прокомментировал услышанное:
— Да, очень жаль, когда умирают молодые и красивые… Но ведь никогда не знаешь…
Вскоре мы распрощались с товарищем Олега и вышли на улицу. Мне очень нужен был глоток свежего воздуха, чтобы придти в себя. Нужны были люди вокруг, чтобы отвлечь меня от нахлынувших невеселых мыслей.
Когда мы вышли из подъезда и свернули на соседнюю улицу, мимо нас прошла невысокая женщина с продуктовой сумочкой. Она мельком взглянула на нас, потом опустила глаза, видимо продолжая думать о чем-то своем, но потом снова взглянула на меня когда мы уже почти прошли мимо нее. Я это почувствовал боковым зрением, потому что первого взгляда мне было достаточно, чтобы понять, что это шла с работы жена нашего гостеприимного хозяина. Она была близкой подругой Стеллы, и в институте они были неразлучны. Конечно же я ее хорошо помнил, и конечно мы были с ней близко знакомы. Даже очень близко…