Друзья уезжали из Шемахи. За окнами микроавтобуса на склонах высокогорья проплывали великолепные дубовые, буковые и грабовые леса. Радовали глаз луга, создающие потрясающие виды.
Глядя на зачаровывающие пейзажи, Иванович произнёс:
— Сказочные места, они вызывают неизгладимые впечатления. Ведь о волшебстве здешних мест писал великий Пушкин в сказке о «Золотом петушке.», помните?
«Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся, сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей» … влюбился, что называется, старый пень в молоденькую. Знали в здешних местах формулу любви, ох знали… Утверждают, что эту формулу придумали еще древние греки, но ее строго научную рецептуру изобрел Менделеев.
— Ага, как же, — буркнул Владимирович, — знаем. Формула любви — это увлечение… влечение… и лечение…
— Не надо ёрничать, — одернул товарища Константинович, — знай, что если ты когда-нибудь осмелишься сразиться с ненавистью, то для этого есть лишь одно оружие — любовь.
— Константинович, — обратился к собеседнику Иванович, — не обостряй обстановку, — понимаешь, ну не видел Владимирович, такой чистой любви, которая не закончилась бы, грязным сексом.
— Спасибо друзья, — обиделся Владимирович, — только я считаю, что настоящая любовь должна венчаться браком. И я уверен, что брак — это продолжение любви иными средствами.
— Э-э-э не скажи, — покрутил головой Константинович, — не забывай про изюминки. Если ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Если ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя.
— Правильно, — горячо поддержал Иванович, — я уверен, что, когда любовь входит в дверь, разум выпрыгивает в окно.
— Сколько людей, столько и мнений, — развёл руками Владимирович, — так, например, у некоторых женщин бытует мнение, что лучший способ сохранить любовь мужчины – это не выходить за него замуж.
— О знаем мы таких птичек высокого полёта, — иронически усмехнулся Константинович, — они ещё говорят: «Если не можете передать словами, как вы любите, передайте деньгами.» Фифочки ещё те, уверяю вас.
— Судьба нас от таких уберегла, — с облегчением вздохнул Иванович, — и слава богу. Зато у нас с годами шансы на любовь до гроба заметно возрастают.
— И как итог в награду получишь лобзик, — огрызнулся Владимирович, — да не смотрите на меня непонимающе. Лобзик — это поцелуй в лоб, иногда последний, на прощание.
— Все не так однозначно, — покачал головой Константинович, — просто нужно понимать, что, если тебя не любят — не выпрашивай любовь. Если тебе не верят — не оправдывайся. Если тебя не ценят — не доказывай.
— Эх, что жизнь с человеками делает, — Иванович пристально посмотрел на собеседников, — всё-то вы видели, всё-то вы пережили. А я откровенно завидую тем, кто влюбляется впервые. Ведь они уверены, что знают о жизни все, что нужно знать, — и, пожалуй, они правы.
— Правы, конечно правы, — закивал головой Владимирович, — пока влюблены по уши и не подозревают, что впереди их поджидают сказки на ночь: «Я тебя люблю, спи.»
— А всё потому, — сделал вывод Константинович, — что если любовь слепа, то жизнь прекрасный окулист.
— Выходит врут, — огорчился Иванович, — что формулу любви придумали еще древние греки, а ее строго научную рецептуру изобрел Менделеев, а жаль. Красивая была легенда.
Микроавтобус мчался быстро и уверенно по горной дороге. Было понятно, что Эльдар опытный водитель и трассу изучил досконально.
Наши путешественники замолкли, любуясь горными пейзажами, поражающими своей красотой взоры равнинных жителей.
Некоторое время спустя въехали в очередной город. Эльдар остановился на заправке, чтобы дать возможность людям размяться, а сам дозаправил автомобиль. Своим гостям он пояснил:
— Мы приехали в Геокчай. Он расположен на правом берегу одноимённой реки. Городок небольшой. Имеет около двухсот улиц.
— Интересно то, — продолжил Иванович, — что первыми жителями здешних мест были переселенцы из Турции в восьмом, девятом веках прошлого тысячелетия. В восемнадцатом и девятнадцатом веке сюда переселили пострадавших от землетрясения жителей Шемахи. А в 1930 году Геокчай получил статус города.
— В городе достаточно интересных мест, — заявил Владимирович, — мечеть Абульфаз лил Аббас — сооружена в XIX веке и является историческим памятником. Подземная баня — построенная в ХVIII веке. Крепость Сурхай — возведена во время Арабского халифата (XII-XIV).
— Хоть город небольшой, — подчеркнул Константинович, — в нем много предприятий: коньячный, маслосыродельный, консервный, авторемонтный, кирпичный и асфальтобетонный заводы, а также швейная фабрика. Помимо этого, в городе функционирует завод по изготовлению сока, который выпускает гранатовый, сливовый, айвовый соки, завод по производству молочных и кисломолочных изделий.
— Молодцы, — восхитился Эльдар, — спасибо, что интересуетесь моей страной. Прошу занять свои места, нас уже заждались. Надеюсь скоро будем на месте.
Февраль 2017. 1194-1208(15)