Минская рапсодия

Рапсодия.  Одно  из  значений  этого  слова  в  переводе  с  греческого  «песня».  Именно   такое  впечатление   произвёл  на  меня   Минск.  Когда  я  узнала,  что  на  очередные  курсы  усовершенствования  врачей  предстоит    ехать  в  Минск,  мне  было  всё  равно.  Минск,  так  Минск.  Сколько  таких  курсов  было  в  моей  врачебной  биографии:    Москва,  Киев,  Ташкент.  И  не  имеет  значения,  что  у  меня  есть  ученая  степень,  высшие  квалификационные  категории   по  двум  врачебным  специальностям,  каждые  5  лет  врач  обязан  или  подтвердить  свою  категорию,  или  лишиться  её.  Такой  был  порядок.

Первое,  что  бросилось  в  глаза  в  Минске:  чистота  и  порядок  на  улицах,  и  даже  дворах  (мы  специально  проверяли).  И  непривычная  дисциплинированность  пешеходов  и  водителей.  Иду  я  по  тротуару  главной   улицы,  задумалась,  и  вдруг  осознала,  что  иду  уже  одна,  а  где  остальные  пешеходы?  Оглянулась,  а  все,  как  вкопанные  застыли  на  краю  тротуара,  где  он  пересекается  с  небольшой  боковой  улицей.  При  этом  ни  одной  машины  поблизости  нет,  но  по  ходу  движения  пешеходов  на  маленьком  столбике  горит  красный  запрещающий  знак.  Мне  стало  стыдно,  я  тут  же  вернулась,  постояла  со  всеми  и  пошла  дальше,  когда  загорелся  зелёный.

Но  самое  большое  впечатление  оставил  в  моей  душе  Минский  театр  оперы  и  балета.  Мне  посчастливилось  увидеть  там  отрывок  из  балета  «Сотворение  мира».  Танец   обнаженных  Адама  и  Евы   (нет,  нет,  это  только  казалось,  что  они  обнажены  из—за  телесного  цвета  трико  без  единого  шва).  Танец  завораживал.   Но  ещё  больше  завораживала  мелодия,   под  которую  они  танцевали:  невыразимо  нежная,   задумчивая  и  в  то  же  время  какая—то  тревожная.  Это  звучал    «Романс»  Г.  Свиридова,  моего  земляка,  курянина.  Этот  романс  теперь  я  слушаю  почти  каждый  день  благодаря  «одноклассникам»,  где  у  меня  есть  муз.альбом  с  любимыми  мелодиями.   .

А  как     не  вспомнить   концерт   Виргилиуса  Норейко,  солиста  Литовского  театра  оперы  и  балета.  Сначала  я  удивилась,  почему  концерт  в  костёле?  А  когда  вошла  и  увидела  огромный  орган,  всё  поняла:  петь  он  будет  в  сопровождении   органа!   Ещё  меня  удивило,  что  посетители   здесь   не  стоят,  как  в  православных  храмах,  а  сидят  за  похожими  на  школьные,  партами.   Никакой  сцены  и  занавеса,  конечно,  не  было.   Начало  концерта  задерживалось.  И  вдруг  в  проходе  появился   человек  в  плаще,  с  портфелем  в  руке.  Я  подумала,  что  это  служащий  костёла,  но  по  рядам  пронеслось  приглушенное:  «Норейко,  Норейко».

Как  он  пел!   Отрывки  из  опер,  романсы,  его  тенор  так  органично  сплетался  с  органной  музыкой!   При  этом  он  стоял  в  нескольких  шагах  от  зрителей  и  почему—то  смотрел  только  на  меня,  будто  пел  лично  для  меня.   Это  было    непривычно  и  приятно,     хотя  я  и  знала,  что  так  поступают  артисты  и  опытные  лекторы:  находят  в  зале  одно  лицо  и  сосредотачивают  внимание  на  нём.

Но  я  не  могу  не  рассказать  ещё  об  одном  впечатлении.   Вернее,   о  разочаровании.  И  связано  оно  было,  как  ни  странно,  с  московским  Театром  сатиры.  Когда  я  увидела  афиши,  извещающие  о  гастролях  этого  театра  в  Минске,  то  очень  обрадовалась.  Дело  в  том,  что  в  Москве  мне  ни  разу  не  удалось  попасть  в  этот  театр,  хотя,  по—моему,  побывала  во  всех    других.  Билетов  никогда  в  кассе  не  было.  Я,    наивная,  ведь  не  знала,  что  они  распродаются  через   «заднее  кырыльцо»,  как  сказал  бы  Аркадий  Райкин.  И  вот  они  в  Минске.  Как  здорово!  Отстояв  огромную  очередь,  смогла  попасть  только  на  приставные  места.  Но  это  меня  не  смутило.

Сидим,  предвкушаем.  Но  то,  что  потом  началось,  можно  назвать  одним  словом  «неуважение»,  а  точнее,  издевательство  над   зрителем.  Артисты   поочерёдно  выходили  на  сцену,  вяло  рассказывали  какие—то  старые  байки,  а  один  из  них  не  очень  умело  вдруг  начал  плясать  чечётку.  Поплясал,  остановился  и,  глупо  улыбаясь,  сказал:  «Вот  вы  смотрите  на  меня  и  думаете,  вот  дурак,   чего  приехал,  так  я   и  сам  могу  сплясать»  И  кто—то  в  зале  отчётливо  произнёс:  «Правда  что».  Но  даже  это  не  смутило  нашего  довольно  известного  «московского  гостя».  Он  ещё  немножко  потоптался  и  ушёл  за  кулисы.  Только  воспитание  не  позволило  мне  встать  и  уйти  из  зала.  Я  поняла,  что  «артисты»  приехали  сшибать  деньги  в  «провинцию»,  как  они  полагали.  И   даже  не  поняли,  что  уровень  культуры  этой  «провинции»   на  порядок  выше,  чем  у  них  самих.

Я  была  так  разочарована,  что,  выйдя  из  театра,  поняла,  что  не  могу  сейчас  идти  в  общежитие  института.  Наверное,  такое  же  настроение  было  у  доктора,  который,   как  и  я,    приехал  из  Сибири  на  такие  же  курсы.   Он  вдруг  подошел   и  пригласил  меня  в  кино.  И  я  согласилась.  Мы  посмотрели  прекрасный  музыкальный  фильм  «Кармен»,  и  настроение  улучшилось.  А  Михаил,  мой  спутник,  по  пути  в  общежитии  сказал:  «Я  был  уверен,  что  Вы  откажетесь,  когда  я  позвал  Вас  в  кино.  Я  давно  Вас  приметил.  Но  при  всей  Вашей  привлекательности  у  Вас,  как  считают  наши  ребята,    есть  один  недостаток»

—Это  какой  же?— удивилась  я.

—Вы  слишком  серьёзная.  Мужчины  таких  женщин  боятся.

Так  что,   « нет  худа  без  добра»:  спасибо  Театру  сатиры,  я  приобрела  себе  хорошего  умного  и  доброго  друга,  ведь  я    всю  жизнь  предпочитала    дружить  с  мужчинами,  а  не  с  женщинами.  И  никогда  не  разочаровывалась.  Но   закончились  курсы,  и  мы  распрощались,  хотя  он  ещё  долго  писал  мне  письма  из  своей  Сибири.  А  «Романс»  Свиридова  стал  нашим  общим  воспоминанием.

Если  бы  не  любимая  Россия,  я  хотела  бы  жить  только  в  Белоруссии!

Спасибо   тебе,  Минск.

Минская рапсодия: 6 комментариев

  1. Согласен на 100%. Правда, бывал только в Борисове. А рассказ написан хорошо, как все у автора. Успехов.

  2. Впечатляюще. Только меняется Минск, меняется и вся Беларусь. Сократили дворников, сантехников, а управленцев увеличили. Теперь дворников со всего города собирают в центре, вылизывают его, а дальше они самостоятельно убирают, если хватает сил, свои дворы, поскольку у них не один, а н..е число дворов.

  3. Последние несколько лет я воздерживаюсь от оценок и комментариев, кроме исключительных случаев. Этот случай — исключительный. Дело в том, что я родился в поезде из Одессы в Минск на окраине Борисова. Пуповину мне отрезали в Борисове. Пришлось на несколько дней задержаться там, пока отец оформлял в Минске квартиру. Выбирать её уже помогала ему мать. С 1956 по 1997 я жил в Минске.
    Всегда меня интересовало, какие впечатления от пребывания в городе остаются у тех, кто временно находится в нём. Я слышал мнение однокурсников, сослуживцев, но не слышал ни одного возмущения в адрес Минска и минчан.
    Спасибо вам за теплые и откровенные воспоминания. Рассказ мне понравился не только содержанием, но и качеством наполнения сюжета.
    От себя хочу сказать, что есть отрицательные моменты, которые незаметны для временных жителей.
    Вокруг Минска много торфяников. В сухой летний сезон, что бывает очень редко, гарь от пожаров невыносима и сердечники просто вымирают без медицинской помощи в стационаре, что не всегда представляется возможным для некоторых.
    Минск окружают многочисленные водные системы и объекты. Под Минском расположены огромные и обильные водные горизонты, которые служат источниками артезианских вод. В последние десятилетия к водозабору из них стали относиться с большой осторожностью. Но влажность от испарений редко даёт передышку. Жара ощущается уже после 23 С. Мороз вызывает спазмы в легких на вдохе уже при — 20 С.
    Такая влажность удивительна, так как Минск расположен на Минской возвышенности и холм Маяк, рядом с Фаниполем (50 км) — самое высокое место Республики Беларусь. В Припятской низменности на Спорово и Ясельде влажность всегда предельная.
    Не зря в Минске построили такой огромный Собор Всех Святых в этой земле просиявших в память и умиротворение всех погибших. Земля под городом, начиная с времён летописцев, буквально пропитана человеческой кровью и насыщена костными остатками. Много разного можно про это рассказывать. Есть у меня такой рассказ. Биологические аномалии здесь очень распространённая вещь. Экстрасенсы иногда приборами и рамками находят в одной квартире до двух десятков плохих мест(лучи и пучности схождения лучей), которые надо избегать, или изолировать, раскладывая на полу куски белого мрамора, или других биологических изоляторов. При замене напольного покрытия мраморные тонкие плитки располагают под паркетом или ламинатом. Иногда используют лак с мраморной пылью, но это совсем ненадёжно.
    Продолжительность жизни у минчан не очень большая, несмотря на комфортность проживания.
    Забыл сказать про нелепые столкновения автомобилей в местах забытых захоронений.
    Из хорошего незаметными для приезжих остаются бесчисленные памятники природы. Чаще всего туда попадают экстрималы. Рекомендую хорошенько на десятки километров углубиться в леса по обе стороны дороги от Плещениц до Лепеля. Есть и другие места, где иногда дух захватывает от неожиданностей.
    Москвичи очень любят приезжать на противоположный берег Нёмана напротив Альбути, рядом со Столбцами (любимое место Визбора и площадка для фестиваля бардов в его честь). Любят они и удивительное своими сюрпризами озеро Селява. Там всё приспособлено и оборудовано для посещений.
    Спасибо вам за рассказ.

  4. @ Александр Касько:
    Спасибо за такой подробный интересный комментарий. Что касается необычных явлений, возможно, Вас , Александр, заинтересуют мои рассказы: «Биоэнергетика», «Узоры на снегу» и «Намагнитилась». Они есть на сайте («aneta—77). Всего Вам доброго.

Добавить комментарий для Николай Хохлов

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)