Год Змеи.
Многие люди змей не любят и боятся. И всё-таки их ценят и уважают. Вот, скажем, наша врачебная эмблема: чаша, обвитая змеей.
Когда- то мне подарили фотографию: цветущая роза, которую обвивает змея, склонившая голову над цветком, как над чашей. Этот снимок напоминает мне о Мангышлаке, о городе Шевченко, где по весне под каждым камнем на пляже можно было видеть спящую гадюку. Пригревало солнце, змеи просыпались, выползали. Жители помнили об этом и были очень осторожны. Опасность подстерегала не только на суше, но и в море. Однажды я плыла и вдруг прямо перед собой увидела под водой тёмно-серую змею. Деваться мне было некуда, оставалось только надеяться на то, что она мной не заинтересуется. Так и случилось: она, извиваясь, проплыла мимо.
Как ни странно, именно змейка спасла меня от нежелательного замужества. Произошло это ещё в юности. Был тогда у меня «поклонник» Слава, боксёр, мастер спорта в тяжелом весе. Однажды Слава с другом пригласили нас с подругой погулять. Ребята собирали цветы, получился довольно красивый букет. Я была уверена, что предназначался он мне.
Неожиданно из—за куста навстречу нам вышли три девушки. К моему удивлению Слава протянул букет одной из незнакомок: «Это Вам». Лицо девушки радостно вспыхнуло, она взяла букет и тут же, взвизгнув, подпрыгнула вверх почти на метр. Без разбега! А из упавшего на землю букета выбралась и лениво уползла прочь змея, вероятно, уж. Но это дела не меняет. Господи, что я пережила! Ведь не появись девочки, этот «сюрприз» мог оказаться в моих руках.
Мы долго ругали наших спутников за их глупую выходку. Наверное, у боксёров не всё в порядке с головой, подумала тогда я, такой спорт. «Акции» Славы сразу упали. Дело в том, что накануне он попросил меня стать его женой. При этом он сказал, что ни с одной женщиной он не обращался так бережно, как со мной, что любит меня. У него в то время тяжело болела мама (у неё был рак), и она мне однажды сказала, что умрёт спокойно, если будет знать, что женой её любимого сына стану я.
Слава был кумиром всех ребят в городе. На него заглядывались и завидовали мне многие девушки. Ещё бы! Когда я его впервые увидела, то сразу подумала, что он живая иллюстрация главного героя романа Джека Лондона «Лунная долина» боксёра Большого Билла. Он был очень красивый: рост около двух метров, литые мышцы, белокурые вьющиеся волосы. И при этом голубые, добрые, с каким—то детским выражением глаза. Вылитый Аполлон! И именно поэтому я отказалась принять его предложение руки и сердца. «Ну, почему?»- удивился он. «Потому что ты очень красивый. Женщины всегда будут виснуть на тебе гроздьями, а я буду страдать. Зачем мне это?» В то время мне едва исполнилось 18 лет, но голова у меня всегда работала хорошо. А случай с букетом и змеей укрепил моё решение. Правда, Слава долго не мог смириться с тем, что его отвергли. У меня возникли проблемы. Но об этом в следующий раз.
А пока вернёмся к теме нашего рассказа. Моя дочка Таня в отличие от меня, даже в детстве земноводных не боялась и даже умела отличать ядовитых от неядовитых змей: смотри, мама, это же уж, у него зрачки круглые. Буду я ещё змеиные глаза рассматривать!
Но однажды мы с нею по- настоящему испугались. В тот день мы пошли на так называемую Змеиную Гору за грибами. Идём по тропинке и видим: навстречу нам ползёт настоящая, серая гадюка. Мы остановились и замерли, а она исчезла. Куда она подевалась? И вдруг я с ужасом заметила змеиный хвост, торчащий из штанины джинсов Тани. «Таня, не двигайся, она у тебя на ноге!». Однако, Танюшка, не долго думая, изо всех сил топнула ногой, гадюка выпала на землю и быстро уползла прочь. А нам стало уже не до грибов.
Этот рассказ был посвящён наступающему Году Змеи. Мне как врачу захотелось ещё раз напомнить смысл медицинского символа: змея обвивает чашу, в которой то ли яд, то ли лекарство.
И только мудрая змея да врач знают, что это одно и то же: всё зависит от дозы.