PROZAru.com — портал русской литературы

Букет для Вредины

Димка медленно брёл со школы домой, мечтая о том, чтобы сегодня отец пришёл с работы поздно и не успел заглянуть в его дневник. В дневнике красовалось замечание о том, что он, Димка, снова прогулял урок математики. А разве он виноват, что проходят последние тёплые деньки, и хочется бегать по траве наперегонки с ветром, а не сидеть над непонятными задачками. Димка вспомнил сердитое лицо учительницы – Марии Васильевны – и её слова: «Я обязательно позвоню твоим родителям, так что не думай, что всё сойдёт тебе с рук!» Ех, наверное, нагоняя от папы ему всё-таки не избежать.

— Объясни мне, что это значит?! – воскликнула мама, когда прочитала запись Марии Васильевны. – Дима, на прошлой неделе ты был наказан. Тебе мало?! Ну подожди, придёт отец.

Всю половину дня Димка старался вести себя как можно тише. Но приближался вечер, и он знал, что с приходом отца у него начнутся неприятности.

Димка ждал чего угодно, но только не этого. Отец нахмурил брови и молча смотрел куда-то мимо Димки. Потом сказал:

— Дима, я тебе должен кое-что сообщить. Твоя учительница – Мария Васильевна… она… ну, ей сейчас непросто. У неё большие неприятности. Ты не должен расстраивать её своим поведением. А за то, что ты снова не послушался нас с мамой, ты наказан. Футбольного матча, на который я обещал тебя свозить, тебе не видать.

Это было самое худшее наказание. Димка целый месяц мечтал об этом матче, а теперь…

— Пап, я больше не буду прогуливать!

— Поздно. Ты наказан.

— Ну пап… — на глазах у Димки появились слёзы.

— Нет.

Димка почувствовал, как обида переполняет его, и выкрикнул:

— Ну и хорошо, что у Вредины неприятности! Она же Вредина! Она злая, постоянно на всех кричит! Я из-за неё вообще не хочу ходить в школу!

Димка бросился в свою комнату, захлопнул дверь и стал вытирать рукавом слёзы, которые почему-то всё текли и текли, не переставая.

За дверью вполголоса переговаривались отец с матерью, но Димка не мог расслышать слов.

Прошло несколько дней.

Димка ходил без настроения, сердился на Вредину и всё время думал о том, как бы задобрить отца, чтобы он всё таки взял его на матч.

Однажды утром, придя в школу и зайдя в класс, Димка понял: что-то произошло. Все сидели притихшие, никто не бегал и не кричал. Вместо Вредины за учительским столом стояла какая-то другая учительница. Димка скорее сел за парту и стал слушать, о чём говорят.

— Мария Васильевна очень больна. Она теперь не будет вас учить. Вы можете навестить её, сходить к ней домой и… попрощаться. Она будет очень рада вас видеть. Сегодня вы можете идти домой, а завтра приходите, у вас будет другая учительница, Юлия Павловна.

Ученики медленно поднялись со своих мест. Никто не радовался возможности идти домой, как это бывало раньше. Девчонки зашептались, мальчишки стали серьезными. И тут кто-то предложил купить букет цветов и пойти всем классом к Марии Васильевне прямо сейчас. Все дружно подхватили эту идею… кроме Димки. Он всё еще злился на Вредину, и совсем не хотел её видеть.

— Я… не могу. Я буду помогать маме – соврал он. Все удивленно смотрели на него.

— Ты же всё равно был бы сейчас на уроках! – сказал его друг Сашка. – Мама тебя не будет ругать, за то что ты пошёл навещать учительницу!

— Нет, я не могу сегодня. Я потом… завтра… — Димка схватил свой рюкзак и выскочил из класса.

Дома Димка объяснил удивленной маме, в чём дело. Мама стала очень грустной. Она тихо сказала: «Значит, все…»

— Что всё? — спросил Димка.

Но мама промолчала. Затем взглянула на Димку и спросила:

— Когда ваш класс пойдёт навещать Марию Васильевну?

Димка замялся.

А, завтра наверное…

— Завтра может быть поздно! – тревожно сказала мама. – Соберитесь с друзьями и пойдите сегодня.

Наконец Димка начал догадываться. Оказывается, всё так плохо… Он не знал, что делать. Может быть, стоит пойти?..

Но уже прошло столько времени, наверное, все уже там. И к тому же, он не знает, где живет Мария Васильевна.

— Я вечером позвоню Сашке и схожу с ним вместе, — придумал отговорку Димка.

Но настал вечер, и Димка придумал новую отговорку. Ложась спать, он уже не помнил о своём обещании.

Утром, идя в школу, Димка увидел впереди своих одноклассников – Ромку и Андрея. Он догнал их и спросил:

— Ну как, сходили вчера к Вредине?

Ромка мрачно взглянул на Димку:

— Не называй так нашу учительницу! Если бы ты вчера её увидел… ты бы так уже не говорил о ней.

Андрей тихо, словно опасаясь чего-то, сказал:

— Она с нами прощалась, сказала, что уже не увидит. Ну, вообще не увидит, никогда… Она была такая бледная, аж смотреть было страшно.

— Поня-а-атно… — Димка не знал, что ответить.

— Она о тебе спрашивала, почему тебя нет. Мы сказали, что ты маме пошёл помогать.

Димка опустил голову и молча смотрел под ноги. Ему стало очень стыдно, и он пытался спрятать лицо от ребят, чтобы они ничего не заметили. Он решил, что сегодня точно навестит учительницу, что бы там ни было!

Весь день Димка представлял о том, как он придёт к Марии Васильевне, как подарит ей букет её любимых цветов (девчонки подсказали, что она любит хризантемы). Он думал о том, что же скажет ей при встрече. Конечно, он извинится за то, что не слушался её, что убегал с уроков, что… Да, ему о многом нужно просить прощения. И он знал, что она простит его. А ему очень, очень нужно, чтобы она простила его.

После уроков Димка побежал в киоск, в котором продавались цветы. В кармане лежали деньги на учебники. Димка потратил все, выбрав самый большой букет. Пошёл по улице, всматриваясь в номера домов. А вот и нужный подъезд. Димке стало страшно. Ех, почему Сашка не согласился пойти вместе с ним? Димка присел возле подъезда на скамейку. Сердце колотилось, словно вот-вот выскочит из груди. Даже на контрольной Димка не волновался так сильно, как сейчас.

Наконец, немного успокоившись, он встал и поднялся на третий этаж. Дверь открыла какая-то женщина, похожая на Марию Васильевну, но повыше ростом. У неё были заплаканные глаза.

— Что тебе нужно, мальчик? – грустно спросила она.

— А можно проведать Марию Васильевну? — робко ответил Димка, — Я её ученик…

Женщина прижала руку к губам и сдавленным голосом сказала:

— Она умерла… Сегодня ночью. Можешь зайти, если хочешь.

Она открыла дверь пошире, приглашая Димку, но он стоял, как вкопанный, на месте. Как молния, его пронзила мысль: Я не успел! Не успел…

Еле сдерживая слёзы, Димка протянул букет женщине: «Возьмите… Это для неё», и резко сбежал вниз по лестнице.

Он бежал по улице, обливаясь слезами, даже не стесняясь этих слёз. «Ну и пусть, думал он, пусть все видят, что я плачу, пусть думают, что я слабак». Ему было всё равно, что некоторые прохожие оборачивались, какие-то девчонки засмеялись, когда увидели его красное, мокрое от слёз лицо.

Димка думал о том, как можно ошибиться, ошибиться страшно и непоправимо, допустив беду из-за каких-то глупых обид. Ему захотелось, как в фантастическом фильме, сесть в машину времени и вернутся назад, в тот день, когда он затаил злость на Марию Васильевну. И попросить у неё прощения тогда, а не сейчас, когда было уже поздно…

Димка подошёл к своему дому. Нет, он не будет ничего придумывать, он честно во всём признается. И пусть родители узнают, какой он, и пусть не видать ему никакого матча.

Димка чувствовал, будто он стал старше и чуточку мудрее…

Exit mobile version