Что такое счастье? Представления о счастливой жизни у людей разные, и зависят они от уровня развития человека, то есть от интеллекта, взглядов и убеждений, воспитания, общей культуры отдельно взятой личности и всего общества в целом.
Как же понимали счастье столичные дворяне, современники Пушкина? Пожалуй, ощущение счастья зависело от соотношения богатства и знатности с положением в обществе, от представлений о жизни, а также от возраста человека. Так, Евгений в юности жил безмятежно и счастливо, благодаря заботам отца, который старался обеспечить семье достойный статус:
Служив отлично, благородно,
Долгами жил его отец.
Давал три бала ежегодно…
Балы – один из внешних атрибутов счастливой жизни. Если семья устраивает пышные приёмы, проводит балы, значит, эти люди богаты и успешны. Сияет огнями великолепный дом, слышны звуки музыки, смех, кругом весёлые и счастливые лица. Женщины испытывают гордость за свои наряды и драгоценности. Многие были удовлетворены таким досугом, так как получали не только удовольствие, но и удачно устраивали личную жизнь. Да и развлечения в молодые годы имеют большое значение. Пушкин писал по этому поводу:
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…
Онегин также, почувствовав свободу, воодушевление, отдаётся «забавам» безудержно. Веселье, шум, возможность модно и дорого одеваться, блистать в свете, иметь успех у женщин – всё это закрутило, увлекло, как прекрасный и нескончаемый праздник. Молодой человек был доволен своим положением в свете, где о нём сложилось лестное мнение:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…
Кроме того, «легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо», эффектно выглядел, говорил по-французски…
Свет решил,
Что он умён и очень мил.
Особенно же преуспел «молодой повеса» «в науке страсти нежной». И поначалу Евгению очень нравился такой образ жизни. Он стал театралом, но не потому, что стремился повышать свой культурный уровень или любил театр, испытывал духовную потребность приобщения к искусству, а потому, что так было принято, ведь театр был местом, где можно и на людей посмотреть и себя показать. И эта ночная жизнь требовала такого распорядка дня, когда сон длился до обеда:
Спокойно спит в своей постели
Забав и роскоши дитя…
Но однажды ощущение удовлетворённости от такого существования у Евгения исчезает. По мнению автора, человек мыслящий и умный не может долго оставаться в счастливом состоянии бездумного и пустого времяпрепровождения, как это и происходит с Онегиным:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Оказалось, счастьем светские успехи назвать нельзя. И если большую часть петербургского дворянства вполне устраивали внешние атрибуты благополучной жизни (балы, театры, приёмы, флирт, приподнятое настроение), то Онегин, в конце концов, начинает испытывать скуку, хандру. Не имея высоких помыслов, счастье испытывать может не всякий. Высмеивать тех, кто кажется тебе достойным пересудов, посплетничать и позлословить, доставив себе удовольствие от чувства превосходства, кого-то обыграть в карты, кого-то обойти в карьерном росте – это считать счастьем могут только натуры мелкие. Предел мечтаний «самолюбивой посредственности» (после семейного счастья и благополучия) ограничивался чаще всего наградами и повышением по службе. Но Онегин на государственной службе не состоял, ничего не умел («труд упорный ему был тошен»), а потому даже перемена места жительства и смена занятий не доставляют ему удовольствия, не приносят удовлетворённости жизнью или душевного покоя.
Став хозяином поместья, Евгений счастливым себя не почувствовал, хотя многие его соседи-помещики вполне благополучно жили в деревне и не страдали, не испытывали потребности в переменах. Онегину же суждено мучиться от того, что он не находит применения «силам богатой натуры». Он мог бы послужить обществу, Отечеству, но излишний скептицизм, неподготовленность, слабоволие и лень, неумение найти своё место в жизни, а также некоторые особенности общественно-политического устройства России стали препятствием для Онегина и привели к бездействию, ощущению себя всюду лишним. Даже личного, семейного счастья испытать ему не довелось, как и Ленскому, как и Татьяне, которые счастье понимали несколько иначе.
В восьмой главе романа Онегин готов признать, что простые человеческие радости – любить и быть любимым, видеть рядом ежедневно дорогого тебе человека, иметь семью и растить детей – могли бы сделать его счастливым, но и эта возможность упущена. «А счастье было так возможно», – произносит Татьяна, которая с ранних лет отличалась самостоятельностью мышления.
Для Татьяны Лариной понимание счастья связывалось с семейными ценностями, но не сводилось только к любви, она гораздо шире смотрела на проблему самоутверждения в обществе и самооценку личности. Татьяна не стремилась стать «законодательницей зал», и при выборе жизненного пути предпочла бы счастье быть рядом с любимым и ту атмосферу, которая дорога её сердцу. У неё особая духовность, поэтому она готова поменять великолепие и праздность столичной жизни на сельское уединение:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…
Главная героиня романа любит природу, её душа стремится в родные края, к полям и рощам, ей дороги национальные традиции, поэтому так привлекательна для неё жизнь в имении, в деревне.
Однако Татьяна была исключением, и мало кто из поместных дворян посчитал бы себя счастливым, обладая только «полкой книг» и «бедным жилищем». Большинство жаждало богатства и развлечений, которые сводились к именинам, к разным празднествам и застольям с разговорами «о сенокосе, о вине» да с песнями и танцами. Разнообразили жизнь выезды на охоту, пикники, а зимой маскарады, святочные гаданья, рождественские праздники и масленица. Хлебосольство, гостеприимство позволяли коротать в уютной и мирной обстановке зимние вечера:
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья…
Жизнь поместных дворян (в сравнении с изображением высшего света) Пушкин рисует с гораздо большей симпатией. Видимо, его привлекал деревенский образ жизни, который оставался в немалой степени патриархальным, так как быт основывался на русских национальных традициях. И многие чувствовали себя вполне счастливыми.
От своих соседей отличался поэт Владимир Ленский, который получил образование в Германии, а затем вернулся в родное имение. Он мог бы стать счастливым мужем и отцом, ведь был уже назначен день свадьбы с Ольгой Лариной. Но судьба оказалась неблагосклонной: Ленский совершенно нелепо погибает, не успев ничего осуществить из своих мечтаний. Можно только предполагать, какое счастье ожидало его в будущем. Возможно, он сохранил бы свои возвышенные интересы и занимался бы творчеством:
Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень…
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел…
Вполне могло случиться, что, женившись на Ольге, Ленский превратился бы в обычного помещика и привык бы со временем к общепринятому укладу жизни. Но именно судьба Ленского подсказывает читателю, какое великое счастье – жизнь! Просто жизнь, которую надо беречь, сохранять и разумно устраивать.
В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин изобразил дворянское общество, поэтому нет возможности говорить о народных взглядах на счастье. Однако общеизвестной истиной являются понятия простого человека о благополучной жизни: это труд, приносящий достаток, добрая, дружная семья и здоровье. Мечты тружеников о счастье всегда сводились к семейным ценностям и к успешному труду, чтобы семья могла достойно жить, не бедствуя. Видимо, это самое разумное, что нужно для человечества, но дворяне XIX века были далеки от народа, хотя и появились среди них люди, думающие об освобождении крестьян от крепостного права. Это будущие декабристы, не желавшие жить праздно и довольствоваться тем, что предоставлял им царский указ «О вольности дворянской». К ним мог примкнуть и «лишний человек» Онегин, который не познал личного счастья, но хотел бы изменений к лучшему для всех граждан в своём Отечестве.
А.С.Пушкин создал для современников и для потомков замечательную «энциклопедию русской жизни», именно так определил значение романа «Евгений Онегин» известный критик В.Г.Белинский. Для вдумчивого читателя это произведение может быть как энциклопедией, так и добрым советчиком в поисках истины, в поисках ответов на многие вопросы: как жить, чтобы не чувствовать себя «лишним», в чём счастье и в чём назначение человеческой жизни.