Недовольство миром. Когда оно возникает? Наверное, в юности, как только начинаешь отделять себя от родителей и понимаешь, что они не всесильны, более того, порою бывают неправы. Когда осознаешь, что мир страшен, и ты с ним один на один.
Впрочем, в моё время ничего подобного не было. Нам повезло, мы жили в самой лучшей стране. Это в далёких и слабых странах люди голодали и умирали от болезней, это где-то вдалеке были войны, нам же ничего не грозило, потому что мы уже выстояли в двух войнах, и теперь страну уважали. Так нас учили, и нам повезло, что мы в это верили. У нас могли быть какие-то неудачи в личном плане, но в целом всё шло благополучно, а впереди просматривалась перспектива жизни, в которой почти всё зависело только от наших усилий.
Моя юность пришлась на семидесятые годы. Денег на еду хватало, правда, в магазинах кое-что продавали из-под прилавка тем, у кого имелись связи. Однако вполне можно было обходиться без этих продуктов, и, честно признаться, всегда была возможность купить их втридорога на базаре. Жилье, работа, восьмичасовой рабочий день, отпуска и оплата больничных листов, медицинское обслуживание были гарантированы. Не всем блага доставались одинаковые, но бомжей не было, как не было наркотиков, бандитов, мошенников (по сравнению с нынешним количеством их было ничтожно мало), сутенеров и прочих негодяев, для которых ты лишь добыча – «лох», «терпила», будущий наркоман, проститутка или просто мясо, которое можно использовать на органы.
Да, не было у нас изобилия жратвы и «тряпья», но не было и «проблем» с излишним весом, непременным спутником безумного потребления. Я до сих пор не понимаю, как угораздило граждан выбрать потребление в обмен на уверенность в завтрашнем дне, но дело сделано. Многие дорвались до высот неумеренного потребления, имея столько, сколько им вовсе и ненужно. Откуда взялись излишки? Оттуда, где теперь нет ничего для прочих, тех, кто оказался не столь расторопным и бесстыжим.
Но дело ведь не только в потреблении, большинству на еду хватает, на скромную еду и скромную одежду. Нет ощущения безопасности, это да. Старшее, обездоленное в смысле потребления поколение переживает, в основном, о потере этого чувства.
Молодёжь жалко. Государству на молодых, по большому счёту, плевать. Каждый сам за себя. Наркомания, алкоголизм, страшные болезни, перспектива оказаться жертвой бандитов и мошенников в законе – какая психика против этого устоит?
Молодёжь учат работать, не жалея себя, и они, напуганные жуткой перспективой, готовы отказываться от семьи и детей ради заработка, готовы трудиться по 12-16 часов в день, без отпусков и выходных, пока не потеряют здоровье. Потогонная система капитализма, описанная когда-то в учебнике, в действии: кому интересны будущие проблемы человека, выжимаемого в настоящее время, как лимон?
Недовольство миром. А ведь оно обосновано, судя по войнам, то и дело вспыхивающим то тут, то там. А что от одного человечка зависит в условиях, когда каждый сам за себя?
Большинство миром недовольно, это факт, не соответствует его картина тому, что рисовалось в наших мечтах в юности.
И что теперь? Куда деть это недовольство? Деликатный человек держит его внутри себя, разрушая свой организм, отсюда и болезни. У другого недовольство переходит в агрессию, направленную на тех, кто оказался рядом, и её уровень зашкаливает, зато сохраняется личное здоровье и сон. Третий становится фанатиком. Он находит себе кумира (личность или божество), и делит мир на служителей кумира и врагов его. Когда ясно, кто виновен в несовершенстве мира, жить легче. Этими всегда кто-то управляет, но их фанатизм обеспечивает выход личному недовольству.
Ну, а прочие глушат недовольство таблетками, никотином, алкоголем, наркотиками. Лишь единицам (или тем, кому просто повезло), удается найти мир внутри себя естественным путём. Кому-то – через отрешение от потребностей и философские размышления, кому-то – через любовь к другим и самоотдачу, кому-то – просто потому, что повезло в жизни, а может, это случилось отчасти по причине мудрости самого человека, ведь непросто быть всем довольным в нашем мире.
Я не знаю, счастливы ли те, кто нашёл своё предназначение в потреблении, или они мучаются завистью к нахапавшим и сожравшим больше. Не эта ли зависть и жадность служат причиной войн, истребления себе подобных, геноцида целых народов? Думается, люди, терзаемые завистью, жадностью, несчастливы. В безграничной власти находит удовлетворение их гордыня. Творят перевороты по всему миру, кладут всех в своё прокрустово ложе, и по нашей стране прошлись неоднократно эти мировые манипуляторы, и опять им что-то не нравится, хочется, чтобы нам было ещё хуже. Страны бывшего социалистического лагеря практически все втянуты в мир потребления, их правительства послушны, но простые люди, знавшие иную жизнь, почему-то ностальгируют по прошлому, когда мир казался более безопасным, светлым, добрым и чистым.