На сегодняшний день «молодёжь» – это достаточно многослойная категория, в которую исследователи записывают и так называемых «тинейджеров», и представителей студенческой среды; словосочетание «молодой учёный» предполагает возраст в нашей стране – до 35 лет включительно, в странах Западной Европы – до 44 лет. Для того, чтобы не размывать предметно ориентированный познавательный дискурс, предположим, что под молодёжью мы понимаем ту часть населения, которая отличается от других не только своими возрастными параметрами, но и спецификой своего ви′дения, инновационностью взглядов, мировоззрения, смелостью и нестандартностью практических решений тех или иных жизненно важных вопросов. Устойчивая вербальная конструкция «вечно молодой» уже традиционно свидетельствует о большом творческом потенциале личности, что обусловлено в том числе и определённой неустойчивостью развития психики конкретной личности.
Современная молодёжь вполне естественно и закономерно сталкивается с различными мировоззренческими и прикладными проблемами, одной из которых является самореализация в карьерном смысле в контексте профессионального развития. На сегодняшний день карьера в глазах пресловутого общественного мнения имеет одно из наиболее принципиальных мест, указывая на те идейно-ценностные сдвиги, которые произошли с человеческой цивилизацией в ХХ веке. В современном мире приоритеты отдаются материальным благам, наличию «связей», уровню доходов и тому подобным параметрам социализированного бытия; к сожалению, нередко в ущерб подлинному духовно-интеллектуальному совершенствованию личности. Карьера по определению связана с определённым рынком товаров и услуг, однако далеко не всегда естественный или искусственно сформированный/спровоцированный спрос на таковые в потребительском обществе позволяет молодым людям увидеть всю полноту профессий, ремёсел, промыслов и т.д. Прискорбно, но факт, что в современном мире теряют свой традиционный престиж и авторитет такие, казалось бы, вечные профессии и специализации, как научно-исследовательская и педагогическая деятельность, профессиональная военная служба, спортивно-тренерская работа, медицина, социальное обеспечение незащищённых слоёв населения и т.д. При всём при этом на первый план зачастую бездумно-стереотипно ставятся юристы различных «блатных» мастей, бизнесмены, коммерсанты, чиновники … Словно за бортом оказываются люди творческие и не всегда связанные с теми или иными государственными структурами или профессиональными союзами: философы, художники, литераторы, а ведь им тоже необходимо удовлетворять не только свои витальные, но и культурные потребности.
Бросается в глаза громадная идеологическая пропасть между советским и постсоветским отношением к труду и профессиональной самореализации населения в целом и молодёжи в частности. Если лет 50 назад одним из ключевых критериев для определения востребованности того или иного карьерного роста, мимо которого нельзя было пройти стороной, являлась социальная полезность, то на сегодняшний день в качестве успешных людей могут позиционироваться средствами массовой информации персоналии абсолютно бездарные и не только бесполезные для российского общества, но и даже деструктивные в адрес такового. В связи с этим вполне очевидно выделяются две наиболее злободневные тенденции, идейно вторящие воплю древнеримских бездельников «хлеба и зрелищ!»: с одной стороны, люди продают всё, что только можно продать, совершенно не заботясь на моральном уровне о качестве и авторизованности сбываемой продукции (это могут быть продукты питания, хозяйственные предметы, идеи, объекты интеллектуальной собственности …); с другой – сознание подавляющего большинства граждан сплошь и рядом засоряется клоаками шоу-бизнеса.
Исходя из этого, среднестатистически выделяемый здравомыслящий молодой человек изначально оказывается словно в тисках объективно диктуемого ему поляризованного выбора: либо ты занимаешься благородным делом и зарабатываешь в государственных учреждениях, общественных организациях, грубо говоря, только на кусок хлеба с маслом; либо ты, переступая через свои совесть, нравственные убеждения, традиционные для общества моральные ориентиры, просто прогибаешься ради более-менее высокого заработка и престижа под примитивизированные или даже патологические вкусы современной широкой публики. Банально, но факт: в данном случае успешные исключения только подтверждают правила, и как бы мы ни пытались увидеть что-то стратегически хорошее в развитии российского общества на уровне тенденций, это крайне затруднительно. Можно даже заявить о том, что карьера нравственно полноценного человека, который не погряз во лжи и самообмане, развивается не столько благодаря государству и обществу, сколько вопреки им. Огромное беспрецедентное значение имеет волевой фактор развития личности. На сегодняшний день уже мало осваивать полезную для общества специальность, просто быть хорошим специалистом, профессионалом своего дела – необходимо ещё уметь найти ту среду или отдельную социальную группу, где все твои разработки (или хотя бы какая-то немалая их часть) будут востребованы и оценены по достоинству, причём как с символической, так и с коммерческой точек зрения.
Кому-то из, что называется, мастеров своего дела везёт с меценатами, которые нередко приходят в жизнь первых только потому, что «земля слухами полнится»; кто-то становится настолько эксклюзивным специалистом, что к его услугам обращаются в случаях необходимости многие организации и федерального, и даже международного уровней; единицам сваливается на голову наследство, которое можно инвестировать в свои дальнейшие жизнь и профессиональное саморазвитие (как вариант, через открытие собственной конторы/фирмы) … Таких вариаций можно предложить ещё несколько, но суть в том, что все они по большей части отталкиваются от того, что личность самостоятельно и настойчиво, веруя в истинность своих идеалов, идёт по избранному Пути, не боясь, образно говоря, кнута и не подкупаясь на реальные или эфемерные пряники. Когда же человек искренен в своём поведении, в том числе и профессиональном, то он вполне естественно притягивает к себе, помимо лизоблюдов и завистников, и тех, кто не менее искренно верит в его дело, а через это – и в него самого как Личность, Субъекта Истории с большой буквы.
На какие факторы мы, всё-таки, должны ориентироваться в своём профессиональном развитии, чтобы не тормозиться, а идти вверх по карьерной лестнице? По большому счёту, магистральных фактора, которые распадаются в свою очередь на ряд более мелких по значению, всего три: генетический, социальный и личностно-мотивационный. Первый в немалой степени предопределяет наши психофизиологические возможности, во всяком случае, то, что касается сценариев развития по пути наименьшего сопротивления и естественной инерции. Второй версифицируется вырабатывавшимися целыми веками и тысячелетиями системами воспитания, образования, морали и т.д.; кроме того, постоянно сталкивает нас с динамикой изменения социальных институтов, которые не являются неизменными. Третий является в итоге решающим, поскольку только от нас, от нашего выбора зависит, по какому Пути мы пойдём и пойдём ли вообще. Подытоживая целые ряды различных биографических примеров (как официально известных личностей, так и просто близких знакомых), следует отметить, что даже в случаях, когда вся совокупность генетических предрасположенностей и социальных влияний оказывают преимущественно негативный характер на развитие личности, сбивают её с избранного ею самой Пути, только твёрдая вера в свою Миссию способна укрепить молодого человека и помочь ему, как выражался гениальный отечественный полководец А.В. Суворов, «подчинить себе все случаи». Российская история вообще знаменательна такого рода хрестоматийными примерами, как сложное и явно неоднозначное творческое становление основоположника академической науки нашей Родины М.В. Ломоносова, который стал всемирно известен благодаря не тяге к длинному рублю или социальным преференциям, диктуемым приближенностью к царскому двору, а исключительно своему неугасимому стремлению к Истине в нё научном, религиозном и прочих смыслах. При всём при этом каждый образованный человек прекрасно помнит, через какие перипетии судьбы (прессинг со стороны отца и различных представителей духовенства …) и негативные социально-политические метаморфозы (капризность и избирательность отношения чиновников и царедворцев, вплоть до высших санов государства, в адрес его неуёмной деятельности) пришлось пройти указанному человеку. Великим он стал благодаря собственным усилиям, а не был рождён таковым.
Исходя из этого, представителям современной молодёжи, крайне озабоченным и озадаченным своим актуальным или грядущим карьерным ростом мы могли быть дать, как минимум, несколько мировоззренческих и прикладных рекомендаций.
Во-первых, следует раз и навсегда усвоить, что морально-нравственные кризисы общественного сознания перманентны и неизбежны, посему подстраивать свою деятельность, выбор своей профессии исключительно к его динамически изменяющимся запросам крайне опрометчиво и глупо. В качестве примеров для аргументации данного тезиса можно предложить исторически известные в нашей стране репрессии священнослужителей в различные годы и десятилетия советской власти, запрет восточных спортивных единоборств и гонения на творческих представителей так называемых музыкальных субкультур в период позднего «Застоя» и Перестройки, развал коммунистической партии СССР, кровавые массовые «разборки» на почве развития бизнеса в 90-е и т.д. Именно эти и подобные им процессы и события условно разделили тех или иных профессионалов своего дела, любителей и, образно говоря, подмастерьев на три фронта: тех, кто выстоял и остался верен выбранному Пути, несмотря ни на что, впику все негативным внешним воздействиям; тех, кто кардинально изменил ориентиры и содержание своей деятельности, попросту говоря, прогнувшись под ставшую доминирующей новую конъюнктуру и тех, кто до сих пор продолжает словно лавировать между различными идеологически оппозиционными лагерями, натужно пытаясь быть со всеми на короткой ноге и оказываться в нужное время и в нужном месте (для извлечения какой-то узкосубъективной выгоды, прежде всего) – что называется, «ни рыба, ни мясо».
Во-вторых, начинать повышение своего профессионального уровня никогда не рано. Начиная уже с I—II курсов университета, современные студенты под гнётом не только реальной и будущей острой конкуренции на рынке труда, но и повышающейся требовательности и претенциозности работодателей, должны создавать свой положительный имидж специалиста, становиться узнаваемыми в том или ином конкретно региональном контексте. Данная задача может решаться через опубликование/обнародование результатов своей научно-учебной и предметной деятельности в различных СМИ (публикации тезисов и статей по итогам конференций, интервью на телевидении, участие в радиоэфирах и серьёзных Интернет-форумах и т.д.), заинтересованное активное сотрудничество со своими наставниками и более опытными коллегами, смелый творческий поиск новых решений к злободневным проблемам. Это касается представителей всех образовательных направлений без исключения: и социогуманитарного, и естественнонаучного и технологически ориентированного.
В-третьих, Мастер своего дела, профессионал, представляющий ту или иную специализацию должен быть морально готов к определённым видам самопожертвования и умению не только символически и практически защищаться от косных и ханжеских мнений, но и влиять на положительную динамику общественного сознания. Только в таком случае любой карьерный рост, даже если изначально он будет крайне неприметен и малоощущаем, даст заинтересованной личности молодого человека прочные основания, масштабный корневой базис для того, чтобы быть узнаваемым и уважаемым, как минимум, в определённой экспертной среде (даже в глазах идейных и методологических оппонентов); как максимум – в глазах пресловутого общественного мнения, широкой публики.
При соблюдении этих трёх стратегически важных рекомендаций гораздо легче и естественней будет осваивать и всё остальное мировоззренческое пространство своего профессионального развития и насыщенной событиями Жизни в целом.