PROZAru.com — портал русской литературы

Калмыкия, как заграница

Окончила я педагогическое училище в Ростовской области. И направляли нас после на все 3 стороны, Астраханскую обл., Камчатку и Калмыкию. Хорошо, что можно было выбирать. И я выбрала Калмыкию.В наших краях живут немного калмыков и киргизов, так что я знала эти народы.

Еще я выбрала Калмыкию потому, что она была рядом с моей областью. Рассчитывала часто бывать дома, а если не понравится, то и сбежать.И вот я на распределении работы в Элисте. Думалось  получить работу рядом со своей областью, ну хотя бы в Элисте. Но судьба распорядилась по другому. Меня направили на самый север республики.

И вот я лечу к месту распределения на маленьком самолетике.Внизу простирается почти пустыня, прерываемая лишь изредка «кубиками»домов. Деревьев почти нет.

Прибываю в районный центр. Ну думаю,тут уж я останусь. Но опять нет. Меня направляют в далекий маленький хуторок.Бездорожье. В зиму не выехать. А пока я на на концерте в честь молодых учителей.Экзотика! Калмыцкие песни, танцы, национальная одежда.

Вокруг мало русских лиц. Все калмыки на одно лицо. Но звучит везде русская речь. Я в восторге, очень интересно и познавательно. Но какая-то необъяснимая «грустинка» в душе, будто я далеко уехала за границу.

Но окончен праздник.И вот уже я на месте работы. Боже, что это была за «дыра»! Небольшое количество домишек с сарайчиками и кучами навоза за ними. Школа, небольшой флигелек. Из инфраструктуры школа, интернат, магазин, почта и ДК.

Поселили меня перед занятиями в интернате, вместе с русской учительницей по истории. Она уже 2 год приехала работать. Вот же дура, как я потом рассудила при таких условиях жизни.

Мы обо всем переговорили. Варили кипятильником лапшу, которая прилипала к нему. В магазин не возили хлеба, а пекарня продавала его очень быстро.А в магазине была водка, консервы, пряники, печенье и макароны.

И вот началась школа.В школе все ученики калмыки и казахи. И только одна русская девочка со светлыми волосами и белокожая как белоснежка. Она была дочерью директора хутора. И вот тогда я научилась различать лица калмыков.

Я получила классное руководство, рисование, черчение, географию, природоведение. И стала получать по тем временам «бешенные»  деньги 700руб.

Я выписывала кучу журналов и газет, очень остро чувствовался информационный «голод»

Поселили нас в дом на 2 хозяина. С одной стороны жила я с русской девушкой и калмычкой учительницей начальных классов. С другой стороны жила одна украинка,математичка.

Всего 3 русских учительницы на коллектив из 12 человек. И вот началась работа. На улице ни деревца. Правда возле школы росло несколько чахлых деревьев.Дети в большинстве своем очень отсталые в развитии. До них трудно доходили простые вещи.

Тоска смертная. Дома печное отопление кизеками. Иногда фильмы в ДК по вечерам.Вот и все развлечения. Ох, как же мне не хватало русских лиц.  И вот тогда я в полной мере ощутила все прелести «заграничной» жизни.

Но однажды, в наш забытый Богом уголок неожиданно забрел русский студент. Он отстал от группы своих товарищей и догонял их. Мы когда увидели русского парня из окна своего дома с подругой, чуть чувств не лишились от счастья.

Мы выбежали к нему навстречу, затащили в дом. Накормили супом с пряниками./хлеба нам так и не доставалось/. Расспросили  его, что и как в мире.Он был из Ростова. Да какая нам была разница, главное русский ,наш.Как же мы соскучились по русским лицам.как же хотелось уже любви, замужества.

Но и этот прекрасный миг прошел. И мы опять окунулись в быт своего хутора. На улице постоянно мел ветер, песок скрипел на зубах. В Элисту не выехать из-за бездорожья.

Туалета не было, ходили в сарайчик с кизеками Затем нам сделали новый туалет. Но его никак не закрепили и каждое утро наши ученики валили его набок.А если приходилось днем заходить туда, то откуда то сразу летели камни и крики имени учительницы, которая находилась там.

Было от этого весело и грустно. Весело от шалостей детей, грустно что детям больше нечем было заняться и они придумывали себе развлечение.

Потом однажды моя коллега по комнате взорвала печку. Я ее только поправила, обмазала, побелила.Растапливала сама. А в тот момент была на работе, а она решила растопить сама. положила бумагу, дрова и подожгла, а потом хлюпанула туда керосина. Хорошо, что ее не убило. Печку разорвало.

Были у нас и посиделки калмыцких парней. Они приходили к нам в гости. Чинно усаживались и вели неспешные разговоры с нами.Им наверно казалось, что они в это время умные, образованные. Но разговоры были ни о чем.

Но однажды один из них посетил нас в нетрезвом виде .Он зашел на другую половинку в гости к украинке. Та болела. Он стал просить, чтобы она встала и напоила его чаем. Она не захотела, а постучала нам в стенку.

Мы, зная о том, что она болеет и что ей наверно что-то нужно, решила я сходить и узнать. Захожу. А там пьяный калмыцкий парень стоит и она его никак не может проводить. Тогда я его легонько подтолкнула  к двери, а он плохо стоял на ногах и вывалился за дверь.

Ой, как я испугалась, что мне теперь от него достанется. Так оно и случилось. Захожу в свою половину дома, а он уже там. Стал меня обзывать, а потом ударил в лицо. Конечно, я была сама виновата, не надо было с ним связываться. А  в тот момент я залилась слезами. Никто на меня никогда не поднимал руку.

Ну естественно был вызван участковый. И его посадили на 15 суток. А по выходу из отделения он нам преподнес «пламенный привет», снес машиной деревянные ступеньки у нашей квартиры.Больше к нам в гости эти парни не ходили. Да и зачем нам эта их убогость и недоразвитость.

И где-то к концу года эти парни с группой таких же подонков- выволокли старуху на край села изнасиловали и бросили. Хорошо хоть не убили. И их посадили. Ох, как же было тоскливо, однообразно так жить!

Но случилась отдушина 2 на зимних каникулах. Отправлялся поезд со всей Калмыкии по городам Кавказа: Пятигорск, Сухуми, Тбилиси,Ереван. С какой же радостью мы согласились с русской подругой сопровождать   детьми из нашего села.

О, это был рай среди нашей грязной унылой зимы. Мы попали в сказку, где светило яркое теплое солнце.Где были чистые и ухоженные улицы с вечнозелеными растениями. По ним ходили женщины в теплых пальто без головных уборов и в туфлях . Как же было здорово окунуться в этот мир, хоть на несколько дней. Оказаться среди русскоязычного населения, а не «за границей».

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Кончилась и наша поездка. И мы опять окунулись в это серое безвременье . Ничего не радовало, хотелось поскорее сбежать отсюда, но учебный год никак не кончался.

И тогда, напоследок, судьба подарила еще нам один » праздник». Приехала на какие-то работы рота солдат. Ура! Русские! Как же хотелось любви!

Все девчонки задружили с солдатами. Мы устраивали посиделки с танцами, пирогами. В основном все парни были женаты. Но один нет. Он так влюбился в мою подругу Валю. Но она была равнодушна к нему. Любила одного русского парня с нашей деревни. Это был как «русский царь» среди калмыков.Бесшабашный,наглый алкаш-чувствовавший свою исключительность.

Когда он приходил к нам. моя Валя и краснела и бледнела. А он вел себя по хамски с ней. Он был пустой, недалекий. Я ей говорила об этом, но она меня «не слышала». Благо. что у них потом ничего не случилось.

И вот наконец была окончена моя первая работа. Большего времени я там не выдержала. Ну, говорят что пройдет,  то будет мило. Забылось все плохое, вспоминается только молодость и чувства чего-то хорошего, что мы ждали впереди.

Exit mobile version