PROZAru.com — портал русской литературы

Свобода и воля, глава пятая.

В то время, когда для нас пролетели три года, для путешественников «Морской звезды» прошло не более трех часов. И действительно, разве смогли бы они без пищи и отдыха бороться с ураганом три года? Из этого следует вывод, что все жизненные процессы путешественников оказались в высшей степени заторможенными, замедленными. Очень важно то, что сами путешественники этого замедления во времени даже не заметили. У каждого из них не возникло ни малейшего подозрения в том, что жизненный цикл организма как-то изменился. Никто из них не заметил, что стал жить в другом временном измерении. Из этого следует предельно важный вывод: суть жизненных процессов не зависит от времени в том смысле, что они протекают единообразно в любом временном измерении. Однако может ли наш организм испытывать столь значительные замедления жизненных процессов? Может. Вспомните о загадке летаргического сна.

Летаргия – одна из самых загадочных болезней, точные причины которой до сих пор не установлены. Летаргия представляет собой состояние патологического сна с замедлением всех жизненных процессов организма: снижается обмен веществ, ослабляется или вовсе исчезает реакция на звуковые и болевые раздражители. Летаргический сон может наступить после истерических припадков, сильных волнений или при общем истощении организма. В тяжелых случаях больной становится похож на покойника: его кожа бледнеет и холодеет, зрачки перестают реагировать на свет, дыхание и пульс становятся едва ощутимыми, прекращаются физиологические выделения, теряется вес, в том числе, и за счет обезвоживания. Так, академик И. Павлов описывал больного Качалкина, который проспал 20 лет, с 1898 по 1918 год. Все это время его сердце делало лишь два-три едва ощутимых удара в минуту, а дыхание было почти незаметным.

Замедление жизненных процессов в летаргическом сне вызываются какими-то внутренними причинами. Человек словно отгораживается от той действительности, которая его окружает, которая ему стала в высшей степени неприятна. Однако, как показывает опыт путешественников «Морской звезды», замедление жизненных процессов может быть вызвано и внешними причинами. Путешественники так же, как и в случае летаргии, отгородились от нашего мира, но не посредством собственного сознания, а с помощью какой-то промежуточной среды, возникшей между путешественниками и нашим миром и поглотившей путешественников вместе с их кораблем, к тому же, путешественники были активны в отличие от тех, кто впадает в летаргию.

«Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать пространство внутри нас. Что же такое пространство и время?». (И. Кант «Критика чистого разума», стр. 72).

Да, протекание всех жизненных процессов, только благодаря которым мы и становимся способными к созерцанию, происходит внутри нас. Однако если эти жизненные процессы человека перестают быть связанными с окружающим нас миром, он впадает в летаргию и становится беспомощным. И если время есть одна из форм созерцания нашего разума, то следует выявить и определить то явление, которое напрямую и непосредственно связано с этой формой и наделяет человека жизненной силой, с помощью которой он становится способным противостоять внешнему миру.

Итак, не вызывает сомнений, что путешественники оказались в каком-то коконе, полностью отгородившим их от нашего временного пространства, но в котором они могли жить полноценной жизнью, т.е. в режиме борьбы со стихией. Если исключить инопланетян и машину времени, то следует предположить, что путешественники, находясь в коконе, тем не менее, не покидали пределов биосферы Земли. Что же может представлять собой этот кокон, и каким образом он мог поглотить «Морскую звезду» вместе с путешественниками?

Ранее мы предположили, что «Морская звезда» исчезла на целых три года в результате жизнедеятельности урагана. Об ураганах нам многое известно, но, увы, далеко не все. Нам известно, что ураган – это вихрь, который представляет собой две области: циркуляционную и вихревую. Циркуляционная область – это та область, в которой движение частиц осуществляется потенциально, т.е. без «поворота». Частицы циркуляционной области участвуют во вращательном движении всего циркуляционного тела вихря, как единого целого, но сами не вращаются, т.е. не поворачиваются относительно собственного центра вращения. Однако если частица, участвуя в каком-то едином движении, не имеет возможности осуществить движение «поворот», следовательно, между частицами должны существовать силы в форме жестких связей, препятствующие вращению частицы вокруг собственного центра масс частицы. Эти-то силы и закручивают весь циркуляционный поток в соответствии с учением Гельмгольца о вихрях, которое характерно тем, что с уменьшением радиуса вращения скорость частицы в потоке возрастает.

Возрастание скорости потока приводит, с одной стороны, к росту сил сцепления между частицами, с другой стороны, к сокращению длины каждой связи, т.е. к уменьшению пространства между частицами. И то, и другое ведет к увеличению скорости движения циркуляционного потока, что в свою очередь приводит к увеличению сил сцепления между частицами. Зарождающийся ураган – это система с ярко выраженной положительной обратной связью. Он подобен лавине, сорвавшейся с утеса и несущейся по склону. Вот только тело лавины состоит из стремительно склеивающихся молекул воды, а склоном является та закономерность, которая характеризуется циркуляционным движением: возрастанием скорости движения потока с уменьшением радиуса вращения. Склеивающиеся молекулы воды грозового облака превращаются в стремительный поток, падающий под воздействием сил притяжения Земли, но падающий не вертикально, а по стремительно сужающейся спирали относительно центра сил, закручивающих поток.

В конце концов, наступает момент, когда внутренние силы частиц, находящихся, так сказать, на передовой линии, становятся неспособны противостоять все возрастающим внешним силам. Частица разрывается, что вносит в циркуляционное пространство вихревой хаос, разрывающий это пространство. Так возникает вихревая область урагана, (псевдотвердое тело). И чем больше мусора несет в себе грозовое облако, тем быстрее возникает псевдотвердое тело.

Что удерживает песчинку в воздухе? Молекулы воды. Молекулы воды, окружая песчинку со всех сторон, образуют кластер. Этот кластер и поднимается в воздух при определенной температуре окружающего пространства подобно тому, как гондола воздухоплавателя, составляя единое целое с шарами, наполненными гелием, плывет в воздушном пространстве. Кластер и является частицей грозового облака. Именно эта частица и подвергается деформации при образовании циркуляционной области. При стремительно увеличивающихся деформациях, в конце концов, наступает момент, когда две песчинки из соседних слоев циркуляционного потока, обладающих различными скоростями, соприкоснутся. Твердые тела, движущиеся с разными скоростями, при соприкосновении не могут не повернуться друг относительно друга. Но повороты в циркуляционном пространстве запрещены. Поворот песчинок в циркуляционном пространстве непременно вызовет разрыв этого пространства с образованием вихревой области и выбросом в эту область вращающихся песчинок. Ураган, захватывая на периферии своего циркуляционного пространства кластеры и продвигая их к центру, тем самым очищает атмосферу от всевозможного твердого мусора.

Таким образом, с возникновением псевдотвердого тела, ураган переводится в систему с отрицательной обратной связью, когда с увеличением циркуляции и уменьшением объема псевдотвердого тела хаос возрастает, с чем связано торможение циркуляционного потока и восстановление параметров циркуляции. И обратно, с уменьшением циркуляции уровень хаоса снижается, что ведет к возрастанию скорости циркуляционного потока. Устанавливается динамическая граница между циркуляционным потоком и вихревой областью, и через эту границу в океан сваливается мусор, очищая от него атмосферу, а в атмосферу из океана подается вода, насыщая ее влагой и делая климат Земли более комфортным для человека. Это явление реализуется благодаря тому, что в псевдотвердом теле, отгороженном от атмосферы циркуляционным потоком, распространяются два вида малых возмущений: потенциальные, являющиеся порождением нормальных сил и распространяющиеся от центра к периферии псевдотвердого тела, и вихревые, являющиеся порождением тангенциальных сил и распространяющиеся от периферии к центру.

В газодинамике скоростью распространения малых возмущений называется скорость звука в покоящемся газе. Скорость звука является важнейшей характеристикой потока сжимаемой среды. В зависимости от того, в каком соотношении находятся скорость движения потока газа и скорость распространения звука, принципиально различными будут и происходящие в среде явления. Различают потоки дозвуковые и сверхзвуковые, которые получают на соответственно конфузорных и диффузорных соплах. Для дозвукового сопла характерно равенство давления на выходе из сопла и противодавления. В конфузорных соплах при возрастании давления на входе сопла или уменьшении противодавления скорость потока в выходном сечении сначала увеличивается, а затем при определенном значении входного давления и противодавления становится постоянной и не изменяется при дальнейшем увеличении давления на входе или уменьшении противодавления окружающей среды. Эта скорость истечения равна местной скорости звука и называется критической.

Если скорость потока меньше скорости звука, возмущения, возникающие в какой-либо точке, распространяются на весь объем газа, в том числе и на области, находящиеся далеко вверху по потоку. Поток чувствует находящиеся впереди препятствия задолго до приближения к ним и поэтому заранее перестраивается в зависимости от характера этого препятствия. Когда же скорость потока на выходе из сопла достигает скорости звука, все внешние малые возмущения уже не смогут проникнуть в дозвуковую область, она будет заперта потоком со звуковой скоростью.

То же самое запирание произойдет, если циркуляционный поток в урагане достигнет скорости звука. Динамическая, очень подвижная граница, расположенная между циркуляционной и вихревой областями, превратится во вполне реальную границу в форме скачка уплотнения. Так как в урагане мы имеем два вида встречных малых возмущений, и оба они будут заперты, то мы будем иметь два вида сил, воздействующих на скачок уплотнения. В вихревой области будут накапливаться потенциальные возмущения в виде возрастающего давления на скачок уплотнения, которое будет стремиться сдвинуть его к периферии и, тем самым, затормозить поток. В циркуляционной области будут накапливаться вихревые возмущения в виде возрастающего момента сил, также направленного на торможение потока. В конце концов, поток будет заторможен и запирание потоков будет снято. Но если накопленные потенциальные силы, прорвавшиеся в циркуляционное пространство в форме ударной волны и устремленные к периферии, будут просто рассеяны, то накопленный момент сил, устремленный к центру псевдотвердого тела, просто так исчезнуть не может.

Что мы понимаем под моментом сил? Момент сил есть произведение силы на плечо. Уменьшение плеча при условии постоянства момента влечет за собой увеличение силы, что должно привести к бесконечной силе в центре псевдотвердого тела, где плечо должно обратиться в нуль. Несмотря на то, что вихревая область представляет собой псевдотвердое тело, оно полностью подчиняется законам вращения твердого тела, т.е. по мере приближения к оси вращения окружная скорость частиц уменьшается и на оси, где само пространство обращается в нуль, должна обратиться в нуль. Нуль пространства и бесконечная сила – это те элементы, под воздействием которых возникает сингулярность. Правда, космологическая сингулярность рассматривает бесконечную силу в форме бесконечной гравитации, т.е. потенциальной силы. Однако если учесть, что вихревые силы в природе не менее важны и не менее распространены, чем потенциальные, то в результате воздействия момента сил на псевдотвердое тело мы получили, так сказать, минисингулярность, правда, несколько своеобразную. Отличие воздействия вихревых сил от потенциальных заключается в том, что потенциальные силы объединяют частицы, а вихревые разъединяют вплоть до разрушения самих частиц. В результате этого эффекта любая частица, оказавшаяся в центре псевдотвердого тела, будет разорвана бесконечно увеличивающейся силой. И осколки разорванной частицы, и осколки осколков так же будут разорваны. Это будет продолжаться до тех пор, пока в центре разорванного пространства псевдосферы не возникнет циркуляционный поток высшего порядка по отношению к циркуляции урагана.

Когда мы созерцаем торнадо и поражаемся его резко ограниченной почти гладкой плотной поверхностью воронки, то именно скачок уплотнения мы и видим, который в атмосфере, рожденный нормальными силами, мы можем лишь ощущать. Торнадо рождается тогда, когда из энергетических соображений материнскому облаку проще выдавить из себя скачок уплотнения, чем его разрушить, требуется меньший момент сил. Скачок уплотнения, соскальзывая вниз к земной поверхности, и создает тот хаос, которым мы возмущаемся. А чего собственно возмущаться? Поменьше выбрасывать в атмосферу всякой гадости, глядишь, и число торнадо поубавится.

«По иронии судьбы мои представления изменились, и теперь я пытаюсь убедить физиков в том, что на самом деле при зарождении Вселенной никакой особой точки не было. В следующих главах я покажу, что при учете квантовых эффектов сингулярность может исчезнуть». (Стив Хокинг «Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр», глава «Расширяющаяся Вселенная»).

Если не строго, то лишь знание о существовании соотношения неопределенностей Гейзенберга достаточно для качественной оценки того факта, что нулевое пространство, т.е. центр вращения, где частицы обладали бы нулевой скоростью, принципиально невозможно. Почему Земля обладает магнитным полем, а Луна нет? Потому что Луне оно ни к чему. Пространство между Землей и Луной есть псевдотвердое тело, и центр Луны движется с определенной скоростью вокруг центра масс Земля-Луна. То же самое можно сказать и о Венере, которая составляет псевдотвердое тело с Солнцем. Земля же самостоятельный объект, хотя и привязанный к Солнцу. Земля вращается вокруг своей оси. Магнитное поле и есть один из способов, который не позволяет объекту обладание нулевой скоростью и нулевым пространством на его гипотетической оси.

Вероятно, неслучайно у племени Майя и нуль, и бесконечность обозначались одним и тем же символом, а у нас нуль и бесконечность все еще обособлены. Нуль – это цифра, хотя с некоторыми особенностями, а бесконечность – всего лишь понятие. Происходит это из непонимания сути диалектики. Диалектику все время пытаются рассматривать, так сказать, в стационарном режиме, пытаются привязать к объектам, а это невозможно. Диалектика рассматривает процессы, т.е. движение, не привязанное к каким-то конкретным объектам. Уберите движение, и диалектика исчезнет, останется лишь философия числа. Число (объект) возведено в ранг божества, процессы же низведены до роли служанки. Ученые все еще видят прогресс науки в стремлении к результату (числу).

«Потом я несколько лет разрабатывал новый математический аппарат, который бы позволил устранить технические условия из теоремы о необходимости сингулярности. В итоге в 1970 г. мы с Пенроузом написали совместную статью, в которой, наконец, доказали, что сингулярная точка Большого взрыва должна существовать, опираясь только на то, что верна общая теория относительности и что во Вселенной содержится столько вещества, сколько мы видим». (Стив Хокинг «Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр», глава «Расширяющаяся Вселенная»).

Безусловно, без формализации, являющейся мощнейшим познавательным средством окружающего нас мира, невозможно представить себе развитие науки. Однако когда научная теория, превращенная в формальную систему, рассматривается как система материальных объектов определенного рода (символов), с которыми можно обращаться как с конкретными физическими объектами, когда развертывание теории сводится к манипулированию с этими объектами, из теории выхолащивается ее жизненная сила, обрекая на однобокость. Причина такого подхода понятна, ведь для нас главное – это объект, так как каждый из нас является объектом. Для Вселенной же главным являются процессы, переход какого-либо объекта из одного состояния в другое. И только в процессах мы наблюдаем стремление, как к нулю, так и к бесконечности. Число объектов внутри любой системы, будь то человек, солнечная система, галактика или даже Вселенная, всегда ограничено, конечно и конкретно. К бесконечности стремится не Вселенная, как совокупность определенных, поддающихся строгому счету, объектов, а определенный вид движения Вселенной. Так как наша Вселенная расширяется, следовательно, она представляет собой псевдотвердое тело, которое возникло в результате того, что циркуляционный поток, окружающий нашу Вселенную, достиг предельной скорости, и пространство его оказалось разорванным. И живет наша Вселенная по законам твердого тела. Так свет есть не что иное, как те деформации, которые испытывает Вселенная при своем движении, а скорость света – скорость этих деформаций. К Вселенной вполне применимы законы, связанные с перемещениями в твердом теле под воздействием внешних сил.

Будущее для нашей Вселенной возможно в двух вариантах. Первый, достигнув минимальной скорости, циркуляционный поток метавселенной перейдет в фазу роста циркуляции, и, как следствие, к сжатию нашей Вселенной. Второй, циркуляционный поток метавселенной по какой-то причине не сможет перейти к росту циркуляции и рассосется, а наша Вселенная вольется в то пространство, которое сейчас находится за пределами циркуляционного потока. Мы есть порождение вселенского урагана, и, вероятнее всего, теперь уже никогда не исчезнем, а будем переходить из одного состояния в другое.

Таким образом, псевдотвердое тело есть поток частиц, в котором поступательная скорость каждой частицы при ее движении от центра к периферии возрастает, и в то же время угловая скорость уменьшается. Псевдотвердое тело не только снабжает циркуляционную область питанием из окружающего пространства, но так же как бы отсасывает момент вращательного движения частиц от циркуляционной области и выбрасывает в окружающее пространство, тем самым увеличивая среднюю угловую скорость данной среды окружающего пространства. Если на периферии псевдотвердого тела частица обладает максимально допустимой поступательной скоростью для данного вида частиц, то в центре – максимально допустимой угловой скоростью. И этот волчок, врываясь в среду окружающего пространства, увеличивает хаос в окружающем пространстве, т.е. увеличивает его энтропию. Если по каким-либо причинам увеличение энтропии окружающего пространства становится невозможным, то вихрь умирает. Это происходит, если ураган обрушивается на сушу. Однако за время своего существования он успевает значительно очистить атмосферу от жизнедеятельности, как вулканов, так и человека. Чем больше человек будет загрязнять атмосферу, тем большее количество ураганов в ней будет рождаться.

Однако на этом жизнедеятельность урагана не заканчивается. Как мы видели, при достижении первичным циркуляционным потоком урагана скорости звука в центре псевдотвердого тела рождается вторичный циркуляционный поток высшего порядка. Что же представляет собой вторичная циркуляция?

Exit mobile version