Кроме опубликованных ругательных комментариев на первую статью «О творчестве В.Высоцкого», я получил и несколько личных писем, содержание которых ничуть не отличалось от упомянутых «рецензий»:
«Да, как смеет какой-то там Эспри, интеллектуальный пигмей, недоумок, резонёр, глупец, циник, провокатор, тролль, пасквилянт и пр., как он смеет критиковать самого гения – Владимира Семёновича Высоцкого???!!!»
А, вот, так: Считаю себя вправе «сметь своё суждение иметь». Даже высказывать его!
Сама истерически-злобная реакция на мою первую статью и вызвала к жизни вот этот комментарий! За что боролись, на то и напоролись! Моя благодарность всем, обругавшим меня, ибо именно их бессмысленная злобность и ругань привели ко мне капризное дитя – Вдохновение. «Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты»! Спасибо вам, дорохие товырышы! И пусть меня предадут жесточайшему остракизму правоверные братья-монахи ордена «Добровольного Холопства»!
«Горные песни» Высоцкого.
В большинстве своём примитивны, псевдо глубокомысленны и фальшивы и/или лживы.
«Друх оказался вдрух». Как распознать априори, – задаёт риторический вопрос Высоцкий, – друх или недрух?
У Владимира Семёныча – рецепт точной диагностики:
Взять кандидата в горы, де, «там поймёшь, кто такой,,,»
Набор выспренных фраз и сурово-многозначительных благоглупостей — рекомендаций.
Сколько таких «друзей» предавали своих товарищей по «связке», оказавшись внизу??? Когда даже фронтовые друзья клеветали друг на друга, стараясь спасти свою шкуру, своё жилище, свой тёплый клозет…
Классический пример «в верхах»: Осенью 1941 года германские войска прорвали хилую и бесполезно жестокую, безжалостную к своим же солдатам, оборону Красной Армии и стремительно приближались к Москве. На совещании Верховный Главнокомандующий и Военный Гений (в перерыве между беганием в туалет сменять запачканные медвежьей болезнью брюки маршала) предложил свой обычный, исправно-неработающий, выход: «Расстрелять Конева! Не оправдал и прочее…»
Все соратники единодушно согласились с безупречно правильным предложением Сталина! Встал Жуков и сказал: «Не поможет! Вот, Павлова расстреляли и что, ЭТО остановило немцев?» Рисковал Жуков уже СВОЕЙ головой!!!
Мудрый Вождь и Учитель вынужденно согласился с Жуковым, а вместе с Паханом тут же согласились все его сподручные, только что дружно принявшие противоположное мнение! Так Жуков спас жизнь и честь Конева и его семьи! Но когда уже в хрущёвские оттепельные времена Хрущёв самолично решил убрать Жукова, опасаясь, что тот перехватит у него ВЛАСТЬ (То же сделал и Сталин после победы в Войне), и начал собирать подписи военачальников ПРОТИВ Жукова, Конев послушно подписал требуемое гневное письмо простых советских маршалов и генералов! Вот и «друх»!
Рецепт Высоцкого хорош для недоумков, а чужая душа – потёмки. Во все времена… И уж особенно в Советском Союзе.
«Лучше гор могут быть…» – та же заурядная, с показной дешёвой глубокомысленностью, песенка.
Мне лично гораздо больше понравилась пародия-аллюзия Саши Эпигонова на это творение – «Прощание с дурами». Сочинение несколько фривольное, но смешное:
«Так оставьте свой спор, трубадуры,
Я себе уже всё доказал:
Лучше дур могут быть только дуры,
На которых ещё не бывал»
(Небольшое психиатрическое отступление. У многих поэтов – наших «учителей жизни» – есть не одна беда, а сразу несколько. Одна из них называется «Амнезия», то есть потеря памяти. Прямо-таки психопатический синдром. И не у одного! Увлечённые очередным поэтическим порывом, они забывают начисто, ЧТО писали раньше.
А чего? Если А.С.Пушкину можно, то Высоцкому нельзя? Тоже можно!
У Пушкина:
«И, вместе с чинною толпою
Идти, не разделяя с ней,
Ни общих вкусов, ни страстей…»
И на расстоянии всего нескольких строф у него же:
«И я, с толпою разделяя
Страстей единый произвол…»
Да, да, разделял и ещё как, с толпою Пушкин «страстей единый произвол», хотя очень осуждал его. Это «единство». У ДРУГИХ!
Александр (как и Пушкин), но Блок.
Стихотворение «Авиатор» – сильное, эмоционально насыщенное, пророческое:
Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун во мгле ненастной
Земле несущий динамит?
Посвящёно трагической гибели одного из «перволетателей» В.Ф.Смита, происшедшей на глазах у Блока 14 мая 1911 года.
Две строфы РЯДОМ:
Потом – напрасно ищет око;
На небе не найдёшь следа:
В бинокле, вскинутом высоко,
Лишь воздух – ясный, как вода…
И следующая:
А здесь, в колеблющемся зное,
В КУРЯЩЕЙСЯ НАД ЛУГОМ МГЛЕ,
Ангары, люди, всё земное –
Как бы придавлены к земле…
Так, КАК, сквозь курящуюся на лугом мглу, можно что-то увидеть в бинокль, вскинутый высоко???
Снова Пушкин. Лучшая его, гениально написанная, поэма «Медный Всадник»
… Мрачный вал,
Плескал на пристань, ропща пени,
И бьясь об гладкие ступени
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Бедняк проснулся…
Начал Пушкин деепричастный оборот с «мрачным валом», да по-запарке забыл, что же дальше было с этим валом? Бился не бедняк – Евгений, а вал!!!
Дальше:
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошёл бродить, и вдруг…
Опять «поэтическая забывчивость!
Евгений «вскочил», затем «встал торопливо…»
Пушкин вновь. Описание дуэли:
Дымясь из раны кровь текла…
А через буквально пару минут:
«Зарецкий бережно кладёт
На сани труп оледенелый…»
Прямо Теория Относительности какая-то!
Для живых прошло несколько минут: «На грудь кладёт тихонько руку, И падает… Ну, что ж? убит», – решил сосед» и сразу «оледенел»!
Для убитого Ленского – много часов, дабы успеть «оледенеть»!
АМНЕЗИЯ!!!)
Возвращаемся к «Друху, который оказался вдрух…»
В ещё одной, тоже «горной» песне, Высоцкий рисует нам некую трагическую коллизию:
«Блистал закат, как сталь клинка…»
Я не буду разбирать дешёвую пошлость этой напыщенной метафоры.
Интересно другое, нечто перекликающееся с «Друхом»:
«А до войны, вот, этот склон
НЕМЕЦКИЙ парень брал с тобою.
Он падал вниз, но был спасён!
А, вот, теперь, быть может, он
Свой автомат готовит к бою»
Забыл, видно, Высоцкий про свой рецепт проверки «Друх-не-друх».
Ведь этот «немецкий парень» «в связке в одной с тобой»! И, наверно, не только он «падал вниз, но был спасён», но и другие альпинисты, российские, падали и их спасал, вместе с другими, этот немецкий парень? Наверно тоже «Стонал, но ДЕРЖАЛ!»
Значит ДРУГ!!! «Как на себя самого, положись на него!» И вдруг – друг автомат готовит постреливать в друзей! Одно из двух: Или рецепт Высоцкого лжив и надуман, или «друг» может стрелять в другого «друга» и, всё правильно, остаётся всё равно другом!
Кроме уже перечисленных глупостей, Высоцкий нам советует самим прыгать в пропасть. И так вот проверять, друг-не-друг! «А, когда ты упал со скал, он стонал, но держал». А ежели ты специально «упал», а друг стонал и не удержал?
Смысл такой вот песни очевиден: Полная бессмысленность, но с мужественным и суровым поджиманием губ, придающим великую глубокомысленность заурядной пошлятине и вопиющей глупости!
Сколько восторженных добровольных холопьев-поклонников прочтут эти строки и душой всей своей вознегодуют на клеветника и пасквилянта Эспри!
«Отвесные скалы, а ну, не зевай
И на везенье ты не уповай:
В горах не надёжны ни камень, ни лёд, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руку друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела…»
Ну и загадку же придумал для слушателей Высоцкий:
В горах надеяться не на что: «Ни камень, ни лёд, ни скала…»
Ежели так, то зачем вообще туда переться? Самоубийцами стать?
Но нет, надеяться ЕСТЬ на что:
На крепость рук (Это что же, срываемся в пропасть и крепкими руками машем как крылами, порхаем так сказать?)
На руку друга (Но рука друга обычно прикреплена к туловищу, а туловищу тоже надо за что-то держаться, а держаться можно только за камень, за лёд и за скалу. Но за них держаться нельзя!!! – Как только что объяснил автор-альпинист! За воздух???)
На вбитый крюк (А его во что вбивать, кроме расселин во льду, в камнях и скалах, на которые опять же надеяться нельзя!!!)
И молимся, чтобы страховка…
(А вот здесь ясно, не цепляться да держаться за что-то очень ненадёжное, а молиться!!! Молитва – она всегда выручит!) Так получается из этой псевдо многозначительной белиберды Высоцкого.
Но, вот, вспомнился анекдот о далёких временах в России, когда молодых парней насильно забривали в армию на 25 лет.
Приходит в местечке бедный еврей к раввину и просит о помощи: Его единственного сына должны забрать в армию на двадцать пять лет, Как его спасти от этого?
Раввину указывает ему на молитву, которую тот должен читать три раза в день всю неделю.
Через неделю бедный отец прибегает с горькой вестью: Юношу забрали!!!
Ты читал молитву?
Читал!
Три раза в день?
Три раза в день!
Всю неделю?
Всю неделю!
Раввин задумался.
Скажи, – спрашивает он, — я забыл тебе спросить раньше. А грыжа у него есть?
Нееееет, нет у сына грыжи, – отвечает отец.
Раввин, всё поняв, с облегчением объясняет: А БЕЗ ГРЫЖИ молитвы не помогают!
О других куплетах говорить не стоит, одна и та же бессмыслица. Впечатление, что Высоцкий, сочиняя эту песенку был в сильном подпитии, не помнил и не понимал, что писал несколькими куплетами раньше.
«Мы рубим ступени – ни шагу назад!», покажите мне хоть одного скалолаза-альпиниста, который рубит ступени!!! Крюки-держатели да, обычный приём, а вот ступени – что-то не слышал. Это для будущих альпинистов, дабы по лестницам с перильцами комфортабельно поднимались на всякие Казбеки, Эльбрусы, да Эвересты?
Вообще занимательный факт: Когда Высоцкий пишет шуточные и дурашливые песенки, они остроумны, талантливы и честны.
Когда же он берётся за «серьёзные» темы – весьма часто – встречаются глупости, несуразности, ложь и просто бессмыслица.
Например, «Песня-беспокойство»: Истерические бессвязные выкрики, отрывочные и оборванные фразы – ни логики, ни смысла, ничего нет. Но нечто всё же есть: БРЕД. Пьяный или наркотический и острейшее распирание внутренностей желанием чего-то вякнуть, когда не то, что сказать, даже вякнуть НЕЧЕГО!
Грустно, когда безусловно талантливый человек разменивается на такие вот бездарности.
3 IХ 2013