Мой муж с Нового года бросил курить. Решительно и бесповоротно. Без «ультиматумов Кондрата», пластырей и таблеток. Только первые две недели иногда ментоловые леденцы сосал, синенькие такие, купленные в аптеке. Без советов психологов, сочувствующих и групп поддержки. Без обсуждений и жалоб друзьям на тягу к курению. Сразу и практически без проблем, опрокинув мое, сформированное обществом, представление о том, что это сложно. За пятнадцать минут до боя курантов выкурил последнюю сигарету – и – всё! Такой подарок сделал мне к тридцатипятилетнему юбилею совместной жизни.
До этого дымил двадцать два года. Покупал таблетки от курения и складывал их в аптечку, храня в неприкосновенности до истечения срока годности. Временами выслушивал мои сетования на то, что портит себе здоровье.
Пятый месяц не курит. Идет по коридору родного предприятия, знакомые мужики дымят, его к себе зовут, а он говорит: «Нет, ребята, я с Нового года бросил!»
-И неужели не грешил за это время ни разу? – спрашивают.
— Только во сне, — отвечает. – Приснилось, что закуриваю, потом вспомнил, что бросил, проснулся не в страхе, но с тревожной мыслью, что нарушил запрет. И с огромным облегчением понял, что это лишь сон.
— Ну, и как? Неужели не тянуло тебя закурить?
— Тянуло, и еще как! А помогли мне… леденцы. В декабре горло болело, вот и купил их случайно. Причем не от курения они, а просто для облегчения дыхания. Эх, и вещь сильная! Аж во рту все сводит от ментола. Хороший раздражитель, заменяющий сигарету, и не вредный! А еще вот что сыграло мне на руку – десятидневные новогодние каникулы, временное отсутствие провоцирующего окружения куряк. Я дома все праздники ремонтом занимался, увлекательное дело, скажу я вам.
Мужики недоверчиво качают головами. Уважают. Завидуют.
…Вообще-то я выходила замуж за некурящего. А в сложном девяносто первом он не устоял, сорвался. Всем тогда непросто было. Я ему сразу говорила: «Не начинай! Привыкнешь, бросить будет трудно». Да куда там! Он же и до этого на работе являлся пассивным курильщиком. Ведь у нас как заведено? Все новости обсуждаются в курилках, а проблемы решаются за бутылкой.
Говорят, что у нас, россиян, такой менталитет: кто не курит и не пьет, тому доверять нельзя. Ну, а за последние двадцать пять лет внедрилось еще одно правило: «Кто не ворует, тому доверять нельзя». Принципиальных и честных не любят, лохами обзывают. В «команду» не возьмут. Ну, это я только к слову. Не всегда и не везде так. У мужа, кстати, на работе все путем, без воровства.
Так вот, о нашем менталитете. Оказывается, на Руси в начале семнадцатого столетия ввоз табака был запрещен, курильщиков секли кнутами и говорили: «Кто курит табак, тот хуже собаки». А после пожара в Москве во второй половине семнадцатого же века к курильщикам даже применяли смертную казнь.
Действительно, разве курение не есть преступление против себя и окружающих? Пусть даже лично вы уверены, что никогда не уснете с зажженной сигаретой и не бросите ее в лесу. Но представьте теплую летнюю ночь. Автомобили наконец-то угомонились, перестали отравлять воздух выхлопными газами и мирно задремали у подъездов. В панельных многоэтажках – невыносимая духота, окна раскрыты, люди улеглись спать, с наслаждением ловя свежий прохладный воздух из окон. И тут на балкон выходит подымить курильщик, потом второй, третий, а кому-то из них и вовсе не спится, и он смолит всю ночь. Дым вползает в открытые окна, и его вдыхают все – и дети, и старики, и астматики… Кто-то, проснувшись от резкого запаха, на всю ночь лишается сна. Разве поможет здесь закон о запрете курения в общественных местах?
Или другой пример. Я знаю семью, где курящий старик прикован к постели, а его близкие вынуждены жить с открытой на лестничную клетку дверью, причем дверь распахнута в любое время года. Так они проветривают прокуренное логово.
Пример третий. В моем далеком детстве жили мы в старом деревянном домишке, на втором этаже. А под нами проживала семья: мать-старуха, ее дочь и внучка. Дочь, сколько я ее помню, была курящей алкоголичкой, к ней вскоре присоединилась и подросшая внучка. У алкашки, еще не старой, уже и голова тряслась от пьянства, и она стеснительно клонила ее куда-то вбок и вниз, проходя мимо. Больно и жалко было смотреть на опустившихся женщин, особенно на девчонку, которой вроде и любви-то даже не пришлось испытать из-за пьянства. Пропадали обе, а бабка их боялась и запиралась на своей половине, где был расположен туалет.
Лишившись доступа к сортиру, пьянчужки завели у себя для этих дел помойное ведро. Представьте себе, какая адская смесь ароматов проникала через щели в нашу квартиру. Видно, с тех пор сигаретный дым, даже если он не смешан с винным перегаром и вонью человеческих фекалиев, вызывает во мне глубокое отвращение.
Думаю, что немало по России таких примеров. Так не пора ли уже курильщикам почувствовать себя неуютно среди некурящих?
Не пора ли нам всем избавиться от внедренных извне шаблонов поведения и мифов, поддерживаемых кинематографистами и юмористами? Нет у русских тяги к курению, идею о «менталитете»-судьбе нам навязали те, кто на табаке наживается. До Петра I на Руси с табаком боролись, а он, и сам заядлый курильщик (за рубежом научили), отменил запреты, разрешил иностранцам поставлять табак в Россию. Жаждущие доходов предприимчивые воротилы всегда на Русь влияли через правителей, это мы на своей шкуре хорошо усвоили. Получается, что нами, нашей жизнью и здоровьем управляют со стороны и сверху, считая нас быдлом? Неужели мы покорно примем эту роль?
По-моему, гораздо приятней думать, что мы гордые, свободные люди и своими поступками управляем сами. Захотели – бросили курить, и никто нам не указ. Кто нам внушил, что мы без курева не сможем? Что бросать будет сложно? Кто придумал мифические плюсы курения? А мы зачем позволяем себя обманывать? Зачем поддерживаем рублем тех, кто на нашем здоровье наживается?
Вспомните, как во время Великой Отечественной войны фашисты наших людей пытали, а те, несмотря ни на что, молчали. Решили для себя — только не предательство, — и выдерживали. Так неужели невозможно отказаться от курения? Конечно, можно, и совсем это не сложно, главное — по-настоящему решить. Мы хотим, чтобы наши близкие и наши дети были здоровы и счастливы, разве не так?
Зачем ждать, как большинство, сильного побудительного мотива: инсульта, инфаркта, затемнения в легких, рака? Все равно ведь рано или поздно, но бросать придется, иначе придется умирать с сигаретой в зубах, как тот старик, прокоптивший дымом свою квартиру.
Человек есть то, что он о себе думает. Если уверен, что справится, так и будет. Давайте верить в свои силы и волю, они безграничны. И чем больше будет людей, независимых от навязываемого извне зла (курения, пьянства, наркотиков), тем лучше. Ведь так здорово зависеть только от своих решений! Это и есть настоящая свобода.