PROZAru.com — портал русской литературы

Сказки старика Хименеса. Монетка

Старенький автобус медленно полз в гору. Мокрая извилистая дорога не способствовала хорошей скорости. Я сидел и смотрел в небо над Андами. Тучи, словно цыганята на базаре, играли с солнцем в игру. Они набегали и быстро швыряли вниз струи холодного крупного дождя. Солнце гнало их, тучи уворачивались от его лучей и снова пытались вылить вниз очередную порцию ледяной воды. Солнце злилось. Наконец, ему надоела эта игра и оно спряталось за горами. Тучи разочарованно вздохнули и на землю полился мелкий нудный дождь. Автобус подъезжал к городку, где живет Хименес. Давно я не был здесь. С жадностью всматриваюсь в маленькие улицы, в невысокие домишки, в прохожих.

Бродячие псы жмутся к обшарпанным стенам. Укутанная в пончо вьеха спешит с корзиной рыбы домой. Две молодых девчонки, весело смеясь, что –то кричат, сидящему за окном конторы, парню. Полицейский курит сигару, стоя под навесом и равнодушно смотрит на пьяного индейца, храпящего в ледяной луже. Упряжка лошадей тащит разбитый джип и хмурые гаучо спорят – оттащить этот чертов гроб в мастерскую или сначала пропустить по стаканчику. Они сплевывают на землю и идут в бар, лошади равнодушно стоят и ждут их под струями дождя. Я иду следом за ними. Открываю дверь бара Хименеса. Себастьян сидит за стойкой и курит жутко вонючую сигару. Он поднимает голову и видит меня. Его улыбка прогоняет всю промозглую сырость этого дня. Он рад мне.

— Хола, амиго! Здравствуй друг мой! Давно не было тебя в наших краях. Скорей садись рядом. Выпей хорошей водки. Я купил её у русских матросов, когда был в Байресе. Сейчас будем пить матэ. Ну вот, ты и улыбнулся. А то зашло в бар какое-то привидение. Мокрое, неулыбчивое, шмыгающее носом. Не обижаешься? Ну и хорошо. Не таи в себе обиду, скажи человеку – что тебя обидело — и вы вдвоем решите эту проблему. Есть в сундуках наших душ темные уголки, там очень любит селиться плесень. Если не открывать эти сундуки , не проветривать их под ветром надежды, не сушить под солнцем улыбок друзей – плесень сожрет наши души. И тогда весь твой мир станет плесенью. А Богу не нужна плесень. Ему нужно тепло нашей любви и веры. Ему нужна наша благодарность и радость за посланные испытания. Ведь они делают нас крепче. Не всех, многие ломаются. Надо просто хотеть стать крепче и лучше. Надо уметь терпеть и прощать. Прощать…

Я расскажу тебе историю о монетке. Монетке в пять песо. Ты ведь любишь мои глупые сказки. Один поляк из Байреса сказал – ты их даже записываешь и даешь читать людям. Я становлюсь знаменитым… Так вот, амиго. Слушай. Недалеко от нашего городка, на своей небольшой эстансии, жил Пабло Вальпасо. Хороший хозяин, надежный друг, верный муж. Его эстансия позволяла ему с женой жить без бед и нужды. Он часто надолго уезжал по делам и, беспокоясь за жену, просил своего друга Тони Васкеса присмотреть за их домом и помочь его жене. Он верил жене, верил своему другу…

Однажды он вернулся домой на два дня раньше, чем ждала его жена. Он вышел из джипа, вытащил карабин ( в наших местах шалят, без оружия лучше далеко не ездить) и пошел к освещенным окнам своего дома. Старый пес странно взлаял и спрятался в будку. В прихожей стояли чужие сапоги и на вешалке висела мужская куртка. Он заглянул в гостиную, прошел на кухню, посмотрел в зал. Никого. И тогда, он странно улыбнулся и поднялся на второй этаж. В спальню. Он тихо открыл дверь… Его жена и его лучший друг лежали под одним одеялом. Пабло громко кашлянул. Они проснулись. Тони испуганно вжался в спинку кровати, увидев Пабло с карабином в руках. Жена зажимала руками, рвущийся из горла, крик. Пабло спокойно сказал: « Не ори. Иди накрывай на стол. Тони, пошли вниз. Я голоден и хочу выпить.» Он поставил карабин в угол и достал из кармана монетку в пять песо. Подбросил её в воздух и рассмеялся…

Они сидели за столом. Втроём, как много раз раньше. Он слушал сбивчивые оправдания друга и нелепые упрёки жены. Он молчал, только тихо улыбался и подкидывал пальцами монетку. Друг и жена замолчали. По окнам барабанил мелкий дождь. Ветер гонял по двору букет цветов, которые Пабло привез жене. Жалобно поскуливал пес. Тони тихо спросил – « Ты простишь меня, Пабло?» Пабло подкинул монетку и улыбнулся. « Иди домой, Тони. Иди. Тебя ждет семья. Не бойся, я не стреляю в спины». Тони жалко посмотрел на бывшего друга и, даже не взглянув на его жену, выскочил из дома. Пабло и жена остались вдвоём. Она упала ему в колени и заплакала. Она долго молила простить её. Пабло слушал, улыбался и подкидывал пальцами монетку. Она замолчала. « Иди спать, Ева. Завтра много дел» — сказал Пабло, глядя в спину уходящей в спальню жены. Она тихо плакала. Только вот любовь и жалость к ней навсегда умерла в сердце Пабло. Он пил тягучее вино и вертел в пальцах монетку…

Шли дни. Они с женой работали на своей земле. Ужинали вместе. Но, когда жена пыталась погладить его русые волосы и заглянуть в его серые глаза, он доставал из кармана монетку и подкидывал её пальцами. Жена закрывала лицо, словно от удара и бежала в свою спальню, где плакала до утра. Однажды, хмурым осенним утром, она не вышла из своей комнаты. Пабло стоял в дверях — равнодушно смотрел на мертвую жену и пустой пузырек из под снотворных таблеток. Он достал монетку, подкинул её в воздух и улыбнулся. Он больше не женился. Жил сам. Всё время молчал. Через год в дверь его дома постучали. На пороге стоял Тони. Он пытался курить потухшую сигарету и пустым голосом сказал – « Помоги, Пабло. Я виноват перед тобой. Страшно виноват. Мне просто не к кому идти. Если сегодня я не отдам сто тысяч песо – утром меня убьют. У тебя есть деньги, помоги мне. Помоги, ради моих детей. Ты ведь крестный отец моего старшего. Помоги, друг!!!» Пабло достал из кармана монетку в пять песо, подкинул её в воздух, рассмеялся и зашел в дом. Тони, сжал голову руками, и побрел к своей машине. Потом был звонок от жены Тони. Она кричала в трубку –« Пабло! Его убили! Его убили… Я с детьми осталась одна…» Пабло слушал этот крик и вертел в пальцах монетку. Он улыбался. Ветер громко хлопнул незакрытой дверью. От этого удара со стены сорвалось распятие. Пабло не стал его поднимать. Надо ехать в Байрес. Договориться о поставках своего урожая для нужд армии. Сколько дел… Пабло пообедал и пошел к машине. Он подкинул монетку и улыбнулся. Его старый пес завыл вслед уезжающей машине. Потом пес лег, положил морду на лапы и умер. Может от старости, а может от того, что остался один. Он знал – Пабло больше не вернется домой…

Так и случилось. Машину Пабло по ошибке расстреляли из пулемета правительственные войска. Он не заметил запрещающий знак и не увидел часового. Монетка выпала из его кармана и он наклонился за ней. А когда поднял её с пола – ударила пулеметная очередь… его так и хоронили с монетой, зажатой в кулаке. Не смогли разжать пальцев. Люди жалели его. Он был добрый и работящий. Он только не умел прощать…

Есть у нас в городке странный парнишка. Он целыми днями сидит у порога церкви. Иногда его накрывают припадки. И тогда он рассказывает. Он видит то, чего не видят другие. Люди слушают его, отец Альфонсо не мешает. В одно из воскресений, после очередного припадка, парнишка рассказал собравшимся людям о том, что видел. Он видел дивной красоты врата Рая и стоящего перед ними Пабло Вальпасо. Он стучался в эти ворота, но чьи — то пальцы подкидывали перед его лицом монетку в пять песо. Пабло разворачивался и шел в ущелье, где хлестал ледяной дождь по щекам и на, покрытых плесенью скалах, каркали огромные черный вороны…

… Вот такая история, амиго. О монетке в пять песо. Умей прощать и тогда простят и тебя. А если не в силах простить обиду – оставь этого человека. Пусть даль расстояния сгладит остроту чувств. Помолись за него. Пусть Господь простит его, пусть он будет счастлив… Гони плесень обид и зла из своей души. Не дай ей сгнить во мраке.

Ладно, пошли пить матэ. Я поставлю в проигрыватель диск, что ты привез мне из своей страны. Мне он очень нравится. Чико смеется надо мной. Он говорит –« Дон Себастьян, Вы становитесь русским. Это только они пьют водку и плачут под балалайку.» Ну и пусть смеется. Он еще так юн. Юности так часто смешна старость… Переведи для меня вот эту песню, друг. Мне кажется здесь очень пронзительные и правильные слова…

5.05. 2012
Павловск

Exit mobile version