PROZAru.com — портал русской литературы

Пёс Захар как народное достояние посёлка.

Чукотские зарисовки.

Эту историю мне рассказал мой да-а-авнишний знакомый Феликс Высочинский, когда мы вспоминали с ним чукотскую (правда, в разных местах и в разное время) жизнь.

Будучи в 70-х годах прошлого столетия в командировке на Чукотке в п.Мыс Шмидта он обратил внимание на странного пса, который жил не где-нибудь во дворе или в будке, а на каменном пьедестале, который по каким-то причинам возвели посреди посёлка, но так и не увенчали пьедестал памятником. Пёс избавил правителей посёлка от «незавершенки», водрузив себя на это, обдуваемое всеми ветрами, почётное место. Надо сказать, пёс был непростой, а со своим характером и причудами, с которыми считался весь посёлок. Звали пса – Захар. А история его появления в посёлке такова.

Молодому специалисту Олегу, прибывшему в посёлок по распределению из материкового вуза, чтоб не скучал, подарили малюсенького щенка – на Чукотке без собаки нельзя. Унылая жизнь молодого парня, оторванного от, бьющей фонтаном жизни большого города, сразу наполнилась смыслом. Он нянчился с болезненным щенком, добывал ему лучшее мясо, холил и лелеял. Постепенно родилась крепкая дружба, замешанная на взаимной любви. Они всегда и везде были вместе. Захар подрос и превратился в красивого рослого пса. Так и жили, пока однажды не случилась беда. Возвращавшегося с работы Олега зарезал на улице, одуревший от многодневного запоя, чукча. Захар, не дождавшись с работы хозяина, побежал его искать. Он долго бегал по всему посёлку и выл и лаял, но Олега нигде не было. Так прошло несколько дней. Олег не появлялся (Его тело отправили на материк родственникам для похорон). Пёс безрезультатно носился по всему посёлку. Потом пропал из виду. И как-то утром, когда рассвело, прохожие обнаружили этого чукчу-убийцу с перегрызенным горлом на крыльце его дома. Все поняли кто это сделал. – Свершилось правосудие. Если убийцу не наказали за убийство человека, то его настигла месть друга убитого. Как он понял, что его друга больше нет и кто в этом виноват, одному богу известно, но правосудие свершилось, а Захар, с чувством выполненного долга и в невыразимой скорби пошёл и забрался на этот пьедестал. Никто в посёлке не посмел его тронуть. Даже приехавшие из райцентра милиционеры не посмели пристрелить пса, отдавая ему долг уважения.

Так и стал Захар жить на «пьедестале». Место для жизни в таких суровых условиях не самое подходящее – постоянные жестокие ветра могли заморозить его в любой момент, но как-то Захар держался. Люди пытались забрать собаку с этого «лобного» места домой, но он упорно ни к кому не шёл. Тогда поселковый народ стал прикармливать Захара на месте. Ему приносили пищу горячей, он никогда не кидался, как это обычно делают собаки, а снисходительно , предварительно понюхав принесённое, как-бы нехотя делая одолжение не спеша съедал гостинцы.

Была ещё у Захара одна редкая особенность – он любил кино. Раньше они ходили в клуб с хозяином, а когда хозяина не стало, после месяца траура, Захар заявился в клуб сам. Он пришёл заранее, сел возле входной двери, народ тоже начал подтягиваться, но вперёд Захара никто не лез. Когда контролёр открыла дверь, Захар встал с хвоста и первым вошёл в кинозал, а уж потом потянулись все остальные. Захар, подождав, когда зал наполнится, неспешно стал обходить ряды, где его все угощали, кто припасённой косточкой, кто печеньем, кто конфетами. Захар всё это неспешно брал, как всегда предварительно обнюхав, только потом съедал и шёл дальше. Так, пока Захар не обойдёт весь зал, киномеханик фильм не начинал. Только, когда Захар устраивался в пятом ряду, гасили свет в зале и начинался фильм. Захар, сидя на хвосте, вытянув вперёд морду не отрывал глаз от экрана все две серии, не шелохнувшись. Когда фильм заканчивался, Захар поднимался со своего места и первым выходил из кинозала, а за ним тянулись все остальные.

Феликс потом долго расспрашивал, побывавших в этом посёлке о судьбе Захара, но он вскоре вообще исчез из посёлка. А жители его долго помнили, как пример настоящего мужчины, настоящего друга, и как пример большого, скажем так, человеческого достоинства, которым не всякий человек – то наделён. Это была гордость посёлка, его народное достояние, которого пока ни один житель посёлка не удостаивался.

Бывают же люди среди собак!

Эту ист

Exit mobile version