Собственно, дилемма состоит в следующем: человек не способен придумать идею, не существующую в реальности.
В материальном мире нет ничего, напоминающего идею Бога-Абсолюта. Значит, человек не мог придумать эту идею.
Но идея Бога в человеческом сознании все-таки существует.
Откуда же она взялась?
Для решения дилеммы надо всего-навсего признать, что Бог – не менее реален, чем физический мир.
Поэтому нет ничего странного, что реальность Бога отразилась в человеческом сознании, точно так же как наше сознание отражает объекты физического мира.
Только реальность эта находится за пределами физического мира, в котором нет ничего абсолютного.
Вот так разрешается эта дилемма.
Это единственное решение, при котором не возникает никаких логических противоречий.
Остается, правда, один технологический аспект.
Каким же образом человеческое сознание оказалось способным отразить объект, находящийся в иной, нефизической реальности?
Ведь обычные органы чувств не могли ему в этом помочь.
Однако на этот вопрос ответить тоже можно.
Идея Бога пришла к человеку не через органы чувств, а непосредственно, прямо в сознание, в разум.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что нематериальный или духовный мир – это и есть сфера Разума или Сознания, а Бог есть Абсолютный Разум.
То есть наш Разум есть «часть» Разума Бога. «Часть» в кавычках, потому что Бог на части, конечно, не делится.
Просто наш разум находится в том же поле, в котором находится и Бог.
Итак, идея Бога пришла к нам непосредственно от самого Бога.
И в этом легко убедиться, если, открыть, например, Пятикнижие Моисея, в котором сам Бог и рассказывает людям о себе, — о своем существовании и своей сущности (единстве, невидимости, вечности, творческой способности, всемогуществе и т.п.).