PROZAru.com — портал русской литературы

Ещё раз о любви.

Каждый читающий человек находит в книге то, что ему интересно больше всего. Определённо я из этого числа. Но, перечитав все произведения Достоевского, основную особенность, объединившую их между собой, я определила  весьма безошибочно. И этой особенностью явилась ЛЮБОВЬ: «…любовь до забвения самого первого долга, до безрассудной жертвы всем…» Самым ярким представлением её явился роман этого талантливого писателя «Униженные и оскорбленные».

Первое знакомство с его главным героем происходит в кондитерской, где он разглядывает одинокого старика, виденного им прежде не раз. Каким —  то шестым чувством, усиленным болезненным состоянием нервов, он понимает, что одиночество этого человека непросто физическое, а прежде всего внутреннее, которое может случится из  — за разбитого сердца ( что в последствии и подтвердилось — его обокрала и предала горячо любимая им дочь): » Лицо его до того умерло, что уж решительно ничего не выражает.» И умирает тот  вслед за своей собакой — единственной жизненной его привязанностью, не простивший дочери своей и не прощённый сам, без покаяния и веры в душе. В противопоставление ему даны другие образы — это родители Наташи, детской сердечной привязанности Ивана, героя произведения: » Старики очень любили друг друга. И любовь, и долговременная свычка связали их неразрывно.» И подобная счастливая способность любить беззаветно дала им второй шанс обретения дочери, возврата её в лоно семьи, нравственному излечению от пагубной страсти: «…так сколько раз я, Наташа, по вечерам к тебе ходил, хоть на свечечку твою посмотреть, хоть тень твою в окне увидеть, благословить тебя на ночь… Проклял? Да ведь я в этот вечер к тебе приходил, простить тебя хотел и только от дверей воротился…»  В их щедрых сердцах нашлось место и для другой одинокой души — маленькой сиротки Нелли: » Она не могла не отозваться всем сердцем своим на такую всеобщую любовь.»

Я верю, что сила такой любви поможет людям перенести большие испытания. И одиночество не будет грозить нам тоскливым и мучительным будущим, пока мы любим и любимы.

Exit mobile version