Путешествие для души на хутор близ Диканьки (ч.1)

Долго же я собиралась отправиться по Гоголевским местам, да еще под Рождество, чтобы насладиться атмосферой того, как жили гоголевские персонажи, и, в конце концов, взглянуть на Диканьку. Наконец, подходящий случай представился! В дорогу!

Жизнь Николая Васильевича – дорога, да и сюжет для многих произведений – перемещение, путешествие. «Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“, и как чудна она сама, эта дорога!»

Возможно, дорога как поиск? Себя, своего призвания в жизни?

Ведь так много раз встречается в произведениях Николая Васильевича слово «поприще».

Покидая родительский дом, он отправляется в долгие странствия. Петербург, Москва, Любек, Германия, снова Петербург. Побывал Николай Васильевич и в Италии, и во Франции. Но всегда возвращался в родную Васильевку.

Пару лет назад побывала в Сорочинцах, где находится церковь, в которой крестили Гоголя. И уже там, не отвлекаясь на дела ярмарочные, поняла, что невозможно не посетить родовую усадьбу Гоголей-Яновских для того, чтобы понять лучше любимого писателя, так и понеслась моя душа дальше, в отдаленную Васильевку, куда, судя по всему, ездят больше нашего западные туристы.

Во всяком случае, таблички по пути следования «Gogol tour» выглядят нелепо, как надпись на Лувре «Ласкаво запрошуємо»…

К счастью, усадьбу полностью восстановили в 80-х годах прошлого века, во многом сопоставляя по чертежам и эскизам самого Николая Васильевича, а также по воспоминаниям, письмам современников.

Призадумалась, что дал мне великий писатель. Поняла, что любовь к родной стране и земле, и понимание того, что эта любовь должна быть заложена в детской душе, чтобы прорасти затем, но все это я поняла гораздо позже…

Место рождения. И снова тайна…

Гоголево (Васильевка), как нигде, отображает жизнь маленького городка, затерявшегося на просторах Руси-Украины. Сколько таких милых сердцу городков рассыпано на карте, за каждым – своя история. Но, конечно, тут история особая, тут родился сам Николай Васильевич. Да, и с родами связана интересная история, не только смерть была таинственной, у матери писателя Марии Ивановны рождались мертвые младенцы мужского пола, девочки выживали. Кто-то посоветовал ходить молиться в церковь Святого Николая в Больших Сорочинцах, за 30 км от родного дома. Каждый день Мария Ивановна горячо молилась Николаю Чудотворцу. Когда родился долгожданный сын, его назвали Николаем. Но и появился на свет писатель при интересных обстоятельствах.

На всю округу был только один доктор, способный оказать медицинскую помощь. Проживал в Больших Сорочинцах. Именно к нему повезли Марию Ивановну перед родами.

Когда ехали ранней весной, река разлилась, переехать вброд можно было только в одном месте. Говорят, Мария Ивановна испугалась, роды начались в телеге. Однако в метрической книге указано место рождения – Большие Сорочинцы. А раз роды начались в телеге, не этим ли можно объяснить страсть к путешествиям, удивительно точные описания природы Полтавщины, написанные с большим чувством…

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, вес: потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воз душных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.»

Село имеет свою историю, вписанную большими буквами в историю Руси-Украины. Еще во второй половине ХV111 века бабушка Гоголя урожденная Лизогуб (в замужестве – Гоголь-Яновская) получает в качестве приданного хутор Купчин Шишацкой сотни Миргородского полка. В начале X1X века усадьба перешла к родителям писателя по наследству, получила название Васильевка в честь отца Николая Васильевича. Со временем отцу удалось перестроить дом, перепланировать парк, окруженный замечательными прудами, была построена церковь Рождества Богородицы. Николай Васильевич несколько раз перестраивал дом, впоследствии его племянник тоже перестраивал усадьбу. В 1943 году немцы сожгли усадьбу. Но все же удалось к 175- летию Николая Васильевича открыть заповедник-музей. Старожилы помнят огромную шикарную аллею из сирени, которая вела к самому родительскому дому. Парк небольшой, но очень уютный, хорошо спланированный с беседкой и укромным гротом на берегу пруда. Сам дом, усадьба выглядят очень привлекательно, гостеприимно. Большая часть экспозиции – родительский дом, который широко распахивает двери, имеет 9 комнат, флигель, в котором работал писатель, перенесли из сада, установили рядом с родительским домом. Флигель небольшой, уютный, но на меня произвел впечатление скорее кельи, нежели жилого помещения. Никому из близких не было доступа к документам писателя. Меня поразило в усадьбе простота и вместе с тем изящество быта, Родители были небогатыми людьми, но так все, с любовью продумано, постройки, сад, да и комнаты поражают своей радушной атмосферой, открытостью к тем, кто приехал. Очень уютная обстановка, старинная мебель, словом, здесь хочется остаться…

Вообще, не зря говорят, что Гоголя окружает много мистики. Мне показалось, что он не всех пускает в свой маленький замкнутый мирок мировой литературной мастерской, один флигель чего стоит. «…я живу совершенным монастырем»- писал сам Николай Васильевич к друзьям. Собственных вещей осталось совсем мало – белый жилет, русско-французский словарь, трость, молитвенник и чехол для него. Небольшой кабинет вмещает конторку, у которой Гоголь работал, небольшую кровать, шкаф с книгами, пожалуй, все. Большое впечатление производит полотно, напоминающее икону «Всевидящее око», которую он привез из Италии с ликом Христа, расположенное над столом писателя.

А он наезжал в родительскую усадьбу, был домашним человеком, любил сестер, боготворил мать…Иной раз захочется ему описать новый персонаж, напишет матери с просьбой описать кого-нибудь из соседей. Мать никогда не отказывала, бралась за перо, так и рождались потом Пацюки да Солохи…Мария Ивановна писала о сыне : « сердце этого ангела, было полно нежнейших чувств», и это не просто словаВпоследствии Гоголь откажется от своей части наследства в пользу сестер и матери. С детства жалость, участие, безмерная доброта, — суть души Гоголя. Частые посылки с деньгами для крестьян, сестрам – для лечения крестьян, экономия во всем, чтобы откладывать часть гонораров в помощь бедным студентам.

Зима 2011. Накануне рождественской благословенной ночи вышла на берег между прудами, постояла возле грота, вслушиваясь в удивительную заповедную тишину благословенного полтавского края, да так и замерла в предчувствии, сердце притихло, ведь у Гоголя осталось много тайн и секретов, и чего-то личного, что и на суд людской не хотелось бы выносить, ни к чему это…Вспомнилась гоголевская фраза: «Литература вовсе не есть следствие ума, а следствие чувства…»

Автор: Krilatka

Конечно, я - писатель, скорее, прозаик. И не только в душе. Активно сотрудничаю с литературными порталами, мне интересно - что волнует других людей, моих современников, о чем они пишут. Лауреат литературных премий, искатель себя и своего стиля, киевлянка, влюбленная в родной город. Открыта для общения, бегу по жизни. Почти не спотыкаюсь. К счастью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)