PROZAru.com — портал русской литературы

Притча про странника, его свечу и пробуждённый город

Где-то далеко-далеко в самом сердце безжизненной пустыни, под плавленной жарким солнцем пеленою небес, затянутых бледной сеткой жжёных облаков, дремал древний Город. Стар он был, мудр и, так уж случилось, весьма одинок.

Очень одинок был тот Город и в одиночестве своём весьма печален. И хотя стены каменных его домов были ещё очень крепкими, но не слышалось в них голосов и не теплилось в них лучинки жизни. Песчаной жёлтой пылью были погребены улочки старого этого Города и никто не нарушал его тяжёлый покой. Только безликое солнце палящими лучами тихонько бродило тут. Только месяц серебристый с огоньками звёзд в ночную пору бесшумно плавал в городской пыли, наслаждаясь безмолвием…

Даже ветра обходили древний этот Город стороною, полагая, что он давно уже мёртв и что не нужно тревожить кладбище каменных его останков…

А между тем Время текло по руслу бытия и однажды оно, чуть приостановившись, услышало тяжёлое воздыхание древнего Города, страдавшего от своей пустоты и осиротелости. Жаль сделалось Времени Город и решило Оно пригласить к нему кого-нибудь из достойных людей, чтобы прекрасный цвет жизни вновь благоухал в нём ароматами радости, сострадания, любви и вечной надежды…

Но прежде чем отправиться в путь, на поиски достойного, Время оставило при городских вратах три волшебных бубенчика. Маленькие такие, невзрачные и совсем беззвучные те бубенчики остались висеть под каменной аркой запертых городских врат, ожидая своего часа. Время же потекло себе дальше, вроде как искать того, кто сможет исцелить древний Город от мертвенной печали и болезненной пустоты.

А между тем по вселенской пустыне бродил некоторый странник и вид его был весьма жалок. Лицо от долгих странствий имел он весьма измождённое, одежду худую и ноги его были босыми, потому что обувь странствующего этого человека давно износилась. И было, что из вещей этот путешественник имел только свечу.

Человек сам не знал, почему он до сих пор носил её с собой? Много раз случалось страннику в долгом своём путешествии встречать некоторых путников, желающих купить у него эту свечку:

-Продай, — говорили эти люди, свечу. На что она тебе в пустыне, где солнце жжёт сильнее всякого пламени? Возьми золотых монет, купи себе жилище и будь покоен от суетных своих странствий…

Но странник не соглашался и всякий раз отказывался от заманчивых предложений, оставаясь при своём. Человек знал о себе, что не умеет с толком и пользой распоряжаться золотыми монетами, а потому и не брал их. Свечу же не желал продавать от того, что она была для него то единственное, что осталось у него в память о славном его детстве, в котором были и мать, и отец, и дом родной…

Но ничто в земной юдоли не вечно — мать и отец отошли в чертоги Вечности, оставив Времени лишь дом. Но дом без родных стал человеку причиной печали и горести. Помолившись у порога, повзрослевший сын почивших своих родителей, отправился в долгое путешествие искать своё место под солнцем.

Много дорог исходил человек, много путей обошёл прежде, чем вышел к вратам древнего Города, заживо погребённого песчаной жёлтой пылью.

Утомившись от долгого своего пути и палящего солнца, человек остановился под каменной аркой запертых городских врат, где нашёл, пусть удушливую, но всё-таки тень. До заката утруждённый дорогой сидел он при входе в Город и думал тяжёлую свою думу:

-Много ходил я и вот, всё тщетно. Много искал и вот, снова ни с чем и снова в начале пути…

Размышляя так, человек не заметил, как солнце огненным шаром скатилось с растопленного голубизною неба и опустилась на землю колючая тьма. Жара сменилась холодом да при том таким злым, что у путника даже надежды на спасение не осталось:

-Погибаю! — Весь содрогаясь от холода, подумал странник, — Вот и конец пути моего… — Но тут, словно бы случайно, из одежд его выпала свеча, — А, — дрожащей от холода рукой поднял человек свою свечу, — ты… Моя попутчица… Одни мы с тобой в этой тьме холода… Вот, теперь я замерзаю и незачем мне больше хранить тебя! Гори же и ты в эту ночь! — Сказав так, странник зажёг свечу и задремал.

Был мирен его сон. Свеча, воспламенившись, коснулась бубенчиков и те, разбуженные её теплотой, стали звенеть. Сначала их голос едва был различим в тишине могильного холода, но маленькое пламя свечи продолжало согревать неприметные бока бубенчиков и они, вполне согретые, звенели всё отчётливее и мелодичней. Наконец их проникновенный звон разлился далеко по пустыне и, подхваченный ветром, распространился ещё дальше…

Горела свеча, звенели волшебные колокольчики и древний Город пробуждался ото сна. Ветра в эту ночь, встревоженные настойчивым звоном бубенчиков, расчистили город от песчаной пыли. Небесные звёзды, привлечённые их чудесным звучанием, наполнили городской колодец кристально-чистой водой и странники, плутавшие по пустыне, спешили теперь к вратам пробуждённого Града, чьи крепкие врата отныне были отворены для каждого, ищущего покоя…

Человек в последний свой час, не пожалевший воспламенить фитиль своей свечи, бывшей у него единственным сокровищем, обрёл долгожданный приют не только для себя, но и для многих других…

Где-то далеко-далеко в самом сердце безжизненной пустыни, под бархатистым полотном небес, затянутых нежным кружевом белёсых облаков, дремал древний Город. Стар он был, мудр и, так уж случилось, весьма приветлив и весь исполнен жизни.

25.12.2010г., г.Наро-Фоминск, СаЮНи

Exit mobile version