В. М. Соколов
На свете есть одна невыдуманная жизнь – сама жизнь.
… …
Кагор
В передней комнате, сидя в удобном трофейном немецком кресле и читая толстую книгу с рассказами Николая Носова, я хохотал. Рассказы были очень смешные, и не возможно было удержаться от смеха. Это были минуты радостного и блаженного состояния, когда в доме никого не оставалось, и я был наедине с книгой…
Во дворе зазвучали голоса, застучали ноги по деревянным проступям лестницы, хлопнула дверь, и раздался голос моей мамы:
– Проходи, тётя Даша… Садись.
Я поднялся из кресла, вышел в кухню и увидел, как мама и старушка-соседка присаживаются к тёмному дубовому столу, поздоровался:
– Здравствуйте, тётя Даш!
Она мне кивнула, произнесла:
– Здравствуй, Витя! – Повернулась к маме и продолжила прерванный разговор, а я, удаляясь в переднюю комнату и сидя в кресле, слышал: – Пьяный… Напился… Но он хороший человек. Он напился и пришёл к Дусе, своей жене. Она испугалась, всё заперла, забрала всё своё и ушла к дочери. Старик рассердился: «Убью её, дуру!» Она боится и не идёт обратно домой. Я говорю ей: «Дураки, вот дураки-то старые! Разве он каждый день пьёт-то?» Я говорю ей: «Надо вам как-то спокойнее…»
Помолчав с полминуты, тётя Даша продолжила:
– Ха-ха! Вот дураки-то старые!..
Тётя Даша, мамина хорошая знакомая, вдова старого большевика, живёт через улицу. Ей уже за семьдесят лет. Приходит она, чтобы пообщаться.
Как рассказывала мама, тётя Даша меня, умирающего ребёночка, вернула к жизни. Было это в один из трудных послевоенных годов. Мама лежала со мной в больнице долго, пока ей не сказали:
– Не будет твой ребёнок жить… Уж, сколько дней он ничего не ест… Мы ничего не можем сделать…
Принесла она меня домой, а тут к ней тётя Даша пришла. Узнала о несчастье, посочувствовала и предложила:
–Ты ему ложечкой зубки разожми и влей в рот ложечку кагора. Это вино церковное, оно поможет. Кагора я тебе принесу.
Мама так и сделала. После кагора личико моё порозовело, я чуть-чуть поел… Жизнь вернулась ко мне.
Теперь мне известно, что природу и её законы не обманешь. Многие покинули этот мир рано только потому, что не следовали законам природы. Наше тело – саморегулирующийся механизм, который сам себе помогает, сам себя и лечит. Для мобилизации всех сил организма природа прибегает к голоданию. Скорее всего, выполни мама совет тёти Даши, допустим, пораньше, в самом начале болезни, ушёл бы я в мир иной. Но остаётся и капелька сомнения, что мог бы и не вернуться к жизни без ложечки кагора. Так, или иначе, но мама считала, что кагор спас мне жизнь.