Идеология и культура (продолжение).

Пассионарность – это природное явление, не зависящее от воли человека, религия же – создание ума и рук человека при возникновении контакта между этносом и этническим полем. Термин «пассионарность» был введен в этногенез Гумилевым в качестве параметра, характеризующего ту энергию, которая заставляет людей совершать неординарные и даже героические поступки. Пассионарность – это особый вид энергии, способный воздействовать непосредственно на нервную систему и головной мозг человека. Каким образом происходит это воздействие неизвестно, но всегда это воздействие связано с рождением у человека непреклонной веры в ту идею, которая им овладевала. Вера эта не всегда связана с Богом. Она может быть связана и с поиском научного открытия, иногда была связана с поиском золота, но все-таки чаще всего обнаруживает связь именно с поиском пути к Богу. Гумилев доказал, что и христианство, и мусульманство родились в результате пассионарных толчков. Являются ли пассионарные толчки проявлением божественной воли неизвестно, но известно, что с падением уровня пассионарности в этнической системе вера человека ослабевает. Пока не существует прибора, которым можно было бы измерить пассионарное напряжение той или иной этнической системы. И, тем не менее, невозможно не заметить различие в пассионарном напряжении того или иного этноса в разные периоды его жизни по тому, как люди этого этноса относятся к таким понятиям, как собственная жизнь и собственная смерть. Об этом несколько подробнее было сказано в предыдущей статье.

Однако допустимо ли этническое поле, предсказанное Гумилевым, отождествлять с божественной сущностью? А почему бы и нет? Взгляните на человека. Ведь каждый из нас состоит из множества органов, которые вполне поддаются исследованию, не причиняя особых неудобств пациенту. Почему же божественная сущность должна быть единой и неделимой? Бог вполне может состоять из частей, каждая из которых может оказаться познаваема человеком. И не вызывает сомнений, что первым этапом на пути познания божественной сущности должно стать исследование гумилевской пассионарности.

Факты свидетельствуют, что при избытке пассионарности, которое проявилось в период феодализма, человек творит религию, а при недостатке — человек впадает в атеизм. Так в экономической формации, например, в капитализме, когда давление пассионарности на человека ослабевает, человек начинает принимать за истину отношения не между Богом и человеком, а между человеком и человеком. На основе этого представления человеческое общество рождает массу всевозможных теорий, основанных на идее о неограниченных возможностях человека, и независимости его от божественной сущности. И если какая-либо из теорий, отражая какой-то частный случай в его истинном свете, овладевает массами, то она может по своей сути уподобиться религии. Именно это и произошло с марксизмом у нас в России. Отношение между человеком и человеком есть частный случай, входящий, как составляющая, в отношение между Богом и человеком. Поклонение масс превращает научную теорию в полноформатную религию, но религию ложную. Ложность этой религии заключается в том, что частность она возводит в ранг всеобщности, тем самым, непроизвольно обманывая людей, воспринявших ее, как всеобъемлющую истину. Отказавшись от всеобщности, ложная религия вновь может стать научной теорией, но, естественно, лишившись при этом поклонения масс. Статус всеобщности может иметь только религия, и никогда никакая научная теория. Вероятно, необходимо отметить, что речь не идет о мошенниках от религии, которые, возглавляя ту или иную секту, паразитируют на сознательном обмане людей,.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)