PROZAru.com — портал русской литературы

Небо близкое и далёкое (второй отрывок из романа)

Весна была в самом разгаре. Деревья распустили свою листву, накрыв город нежной зеленью. Прозрачный воздух был насквозь пропитан ароматами цветущей белой акации. Белые цветы яблонь и вишни, выделяясь среди розовых цветов урючин, словно невесты в свадебных платьях радовали весной и свежестью. Воздух был настолько тёплым, что было приятно находиться в тени молодой листвы, прячась там от ярких лучей солнца.
Наслаждаясь теплом и весной, Александр ехал в автобусе на тренировку. Он сидел с правой стороны у окна и любовался весенней красотой природы.
Автобус остановился на остановке у сквера, залитого цветами и солнцем. На следующей остановке ему нужно было выходить и он начал готовиться к выходу.
В это время, обойдя выходивших из автобуса пассажиров, мимо окна, рядом с которым находился Александр, прошла девушка, которую он, довольно часто, встречал в городе. Девушка была очень привлекательной и давно нравилась Александру. Случайно встречаясь с ней в городе, он не делал ей никаких знаков внимания, кроме того, что мог с нежностью встретить взгляд её добрых серых глаз, и продолжать смотреть на неё, надеясь вновь и вновь увидеть его, подаренный только ему одному. Он увидел её из автобуса и замер на месте. Она шла мимо, не обращая внимания на автобус и его пассажиров. На ней было лёгкое летнее платье, под которым угадывалась стройная девичья фигурка. Красивые ножки стучали по асфальту каблучками длинных шпилек белых лодочек, вызывая учащённый пульс у Александра.
Девушка высоко и гордо держала свою головку с милым личиком. Чуть выше небольшой чёлки, среди тёмных волос, уложенных начёсом, белела бабочка. Эта бабочка была такая же маленькая, как и сама девушка, и была того же цвета, что и её платье. Она шла мимо, погружённая в свои проблемы, а он, с бьющимся сердцем, смотрел на неё, провожая знакомую незнакомку долгим взглядом.  Вскоре она свернула вглубь сквера и исчезла в зелени деревьев также неожиданно, как и появилась.
Автобус поехал дальше.
В эти мгновения словно что-то произошло. Александр, вдруг почувствовал, что ему нужна она. С этой минуты он постоянно вспоминал её образ, надеясь, что когда-нибудь встретит её ещё раз и непременно познакомится.
А весна волновала и звала куда-то. Хотелось чего-то необычного и неизведанного. С этими чувствами Александр начал очередную тренировку.
Гимнасты работали на перекладине, разучивая новые элементы и отрабатывая, доводя до совершенства, свои произвольные комбинации.
На тренировке вместе с Елизовым находился невысокий пожилой мужчина. Никто из ребят его не знал. Этот мужчина всё время делал тренеру какие-то замечания и давал советы. Звали этого мужчину Романом Николаевичем.
Тренировка на перекладине уже близилась к завершению, и гимнасты готовились к другому снаряду.
Александр выполнил свою программу, и устало опустился на скамейку рядом с Борисом.
— Что-то не идёт сегодня тренировка, — сказал он недовольно другу, — какое-то настроение непонятное. Не могу собраться.
— Это бывает. – Кивнул в ответ Борис. – Устал, наверное? Тренируемся, ведь, каждый день.
— Дело не в усталости, — продолжал Александр, — просто, какая-то неуравновешенность, нерешительность, что ли!
— Пройдёт!
В это время к ним подошёл Александр Дмитриевич.
— Саша, попробуй сделать дугу, а затем сальто вперёд. – Сказал тренер, обращаясь к Александру. – Мы с Романом Николаевичем внимательно наблюдали за тобой, когда ты работал, и видели, что тебе нужно разучить такой соскок с перекладины.
— Но, ведь я делаю соскок лётом! – попытался возразить тренеру Александр. – Зачем менять комбинацию перед скорыми соревнованиями? Да и не уверен я, что смогу сейчас что-то новое сделать. Не чувствую уверенности в себе.
— Не беспокойся! Если, что не так получится, то мы тебя поймаем! Мы вдвоём с Романом Николаевичем тебя подстрахуем лонжей.
Александр, пожав плечами, встал и направился к перекладине. Застегнув на поясе ремень лонжи, он, легонько дёрнувшись, оказался на перекладине в упоре на руках. Он смотрел сверху на тренера и его наставника, которые стояли под перекладиной, держа в руках концы верёвок от страховочной лонжи.
— Давай! – скомандовал тренер Александру. – Не забудь порезче оттолкнуться руками.
Александр, не имея ни малейшего представления, что будет делать, ощущая одновременно вдруг охватившую его вялость и какую-то апатию к происходящему, тем не менее, оттолкнувшись упругим телом от перекладины, сначала приподнял его над грифом, а затем, резким движением нырнул под неё. Интуитивно чувствуя нужный момент, он, оттолкнувшись от перекладины, отпустил её, чтобы сгруппироваться и сделать сальто вперёд. Но во время толчка, он вновь ощутил боль в плече. Боль была кратковременной, но этого было достаточно, чтобы на мгновение забыть обо всём. В результате толчка, его медленно начало вращать вперёд. И всё было бы хорошо, если бы он вовремя сгруппировался. Но сознание с запаздыванием восприняло эту потребность. Он почувствовал, что через мгновение врежется головой в маты и инстинктивно, совершенно не представляя положения своего тела в пространстве, вытянул вверх руки, защищая голову от удара.
Оба тренера не ожидали такого поворота событий и не удержали спортсмена от падения.
Александр со всего маха врезался в маты вниз головой, смягчив удар вытянутыми руками. Он рухнул на маты всем телом, услышав во время падения хруст в локтевых суставах. На этот раз боль сразу пронзила всё тело, заставив его застонать.
Елизов бросился к спортсмену, который, сразу же после падения, сел, морщась от боли. Согнув ему поочерёдно сначала одну, а затем другую руку, Елизов облегчённо вздохнул.
— Ну, слава Богу! Кости целы!
— У-У-У! – протяжно тянул Александр, сидя на матах, терпя быстро проходящую боль.
— Посгибай руки в локтях! – сочувственно посоветовал тренер.
Александр сделал так, как сказал тренер. Вскоре все забыли о происшедшем, ибо гимнастика богата приключениями подобного рода, и они уже привыкли и к падениям, и к травмам.
После тренировки Александр и Борис, медленно прогуливаясь по вечернему городу, пошли домой. Вадим, попрощавшись с приятелями, сразу же после тренировки убежал к Галине.
Александр с Борисом прошли больше половины пути, разговаривая об обыденных делах. Неожиданно с ними поздоровалась красивая девушка и отозвала в сторону Бориса. Александр хорошо знал эту девушку в лицо. Это была Наташа. Она училась в выпускном классе их школы и считалась девицей лёгкого поведения.
Поговорив вполголоса с Борисом, Наташа ушла.
Борис с непонятной ухмылкой подошёл к Александру. Они пошли дальше.
— Ты ничего не заметил? – после небольшой паузы спросил Борис.
— А, что я должен был заметить?
— Ну, хотя бы румянец, на её щеках!
— Нужен он мне сто лет, её румянец! К тому же, темно уже. А при свете лампы много ли увидишь?
Александр посмотрел на Бориса и увидел, что он взбудоражен коротким разговором с повстречавшейся с ними девушкой. С минуту шли молча. Затем, Борис не выдержал.
— Знаешь, что она мне сказала? – несколько растерянно, но с какой-то бесшабашностью спросил он.
— Ну? – вопросительно посмотрев на друга, спросил Александр.
— Она сказала, что ей нужны деньги на аборт.
— А, ты, что… того? – удивлённо спросил Александр, глядя на Бориса круглыми глазами.
— Да! Да! – ответил, горячась, Борис. – Того! Только я здесь не при чём! Она сказала мне, что беременная, но сама не знает от кого. Официально делать аборт в больнице не хочет. Слишком много народа, говорит, знать будут, а она этого, видите ли, не хочет. Она хочет всё сделать шито-крыто в другом городе у частного врача. Только, я здесь при чём?
— Наверное, есть, при чём, раз спрашивает.
— Ну, был я с ней! И не раз! Только, не я один был!
Слушая Бориса, Александр вспомнил прошедшую хлопковую кампанию, когда выпускники школы усердно уступали ему место в автобусе рядом с Наташей, подмигивая, и, намекая ему на приятное соседство. Но, в это время, увлечённый своими самолётами и уставший от изнурительной работы в поле, он не обращал внимания ни на эти жесты, ни на притихшую рядом с ним девушку. У Бориса всё, видимо, вышло иначе. Продолжая слушать его, Александр вновь в мыслях увидел перед глазами образ знакомой незнакомки, которую он увидел из окна автобуса. И вновь ощутил прилив чувств необычной чистоты. Эти чувства заглушили слова Бориса.
Александр, погрузившийся в воспоминания о серых глазах милой его сердцу девушки, и мысленно представляя себе её образ, совсем не слушал Бориса. У него была своя мечта, которая лёгкой походкой прошла мимо автобуса и затмила перед ним всё остальное. И ему захотелось петь о любви. И он тихо, вполголоса, приятным тенором, запел:
Стихло на миг море у ног,
Чайка летит над волной голубой.
После тревог, после дорог
Мне хорошо в этот час рядом с тобой!
Я завтра уйду опять в туманную даль
И снова ты будешь ждать, скрывая печаль.
Будет слепить прибой, словно слеза
Я сохраню в душе твои глаза!
Борис никак не ожидал услышать от Александра такого пения. Он уставился на приятеля удивлёнными глазами, но удовлетворённо, и даже с восторгом, качнул головой.
Вдохновленный своей молодостью, энергией и силой, Александр дома, когда его никто не слышал, пел песни. Сначала это было простым увлечением, которое впоследствии переросло в такую же потребность, как и постройка моделей самолётов. Пением он занимался, совмещая своё конструкторское творчество с этим приятным для души занятием. Через некоторое время наступил период, когда он не просто пел, а старался перепеть известных лирических и эстрадных певцов. Для этого он ставил пластинку со своими любимыми песнями и на всю громкость включал проигрыватель. Из радиолы лились звуки песен, но Александр, со временем, отшлифовав свой голос, очень даже прилично перепевал, по крайней мере, по громкости, того или иного певца. Со слухом у него всё было в порядке, поэтому его пение не досаждало соседям. Напротив, соседка, тётя Фрося, однажды, даже похвалила его перед матерью за пение, и попросила спеть для неё что-нибудь. Александр не отказывался от таких просьб и всегда исполнял свои любимые песни о небе и о море. О любви он петь стеснялся. У него уже возникло чувство любви, но оно ему до конца было ещё неизведанным. Упражняясь в пении, он понял, что петь совсем даже не трудно. Просто не нужно стесняться своего голоса и петь всегда во весь голос и от души. Такую вот премудрость он открыл для себя в этом приятном занятии.

*****

В первых числах июня гимнастов освободили от занятий в школе и от предстоящих экзаменов. Начались спортивные сборы команды и подготовка спортсменов к предстоящему в начале июля первенству республики. Выглядело это привычно и обыденно. Но только для них. Спортсменов освободили от уроков в школах в один день одновременно, всех сразу.
Борис с Александром ушли домой прямо с уроков, на которых им объявили о том, что для них учебный год закончился. Держа в руках портфели с учебниками, они важно прошли под окнами своих классов, из которых на них с завистью смотрели их одноклассники.
С момента прекращения учёбы в школах, интенсивность тренировок у гимнастов увеличилась. Теперь они тренировались без выходных и по два раза в день. Утренние тренировки начинались в семь часов утра и продолжались до десяти. Им приходилось вставать рано, чтобы успеть сделать утреннюю пробежку по прохладным улицам города, а затем, успев позавтракать, приступить к тренировке.
Елизов был неумолим в строгости соблюдения режима спортсменов. После утренних тренировок он вёл гимнастов в столовую, куда их прикрепили для усиленного питания по специальным талонам. Там они второй раз в день плотно завтракали, а затем отправлялись на пригородное озеро, чтобы до обеда отдыхать после утренних нагрузок, принимая там водные, воздушные и солнечные ванны. Отобедав в той же столовой, гимнасты расходились по домам, чтобы в пять часов вечера вновь встретиться на тренировке в спортзале и пробыть там вместе до восьми часов вечера. Ни на что другое у них времени не оставалось.
После вечерней тренировки Борис с Александром тихо тащились по домам. На вечерней тренировке тренер выжимал из спортсменов команды все соки, гоняя их на снарядах до седьмого пота, и, позволяя им расслабиться лишь в конце тренировки, когда он разучивал с ними то приёмы каратэ, то надевал на них боксёрские перчатки и заставлял драться между собой.- Кроме гимнастики вы должны уметь делать и полезные для вас вещи, — говорил он ребятам, наблюдая, как они уже изрядно уставшие от тренировки на снарядах то поднимали по его требованиям штангу, то бросали друг друга на маты, то бессильно молотили друг друга на импровизированном ринге.
Несмотря на усиленное домашнее и специальное питание, калорий гимнастам всё же не хватало. Через две недели после начала сборов на них не было ни одного грамма лишнего веса. Лица у всех заострились, но вместе с этим более явственно выделялись и без того развитые мышцы тела. Каждый из них стал похожим на знаменитых актёров ковбойских и голливудских фильмов. Девушки вздыхали, глядя на этих ребят. Но спортсменам было не до девчат, хотя о них они мечтали не меньше, а может быть даже и больше, чем раньше. Гимнасты ежедневно напряжённо работали с утра и до вечера, прикладывая все усилия для совершенствования своего мастерства и выносливости.
Проходя однажды утром мимо школы, Александр с Борисом, направляясь после тренировки завтракать в столовую, увидели, что их одноклассники уже закончили уроки и беззаботно расходились по домам. В этот раз, друзья позавидовали своим одноклассникам.
— Везёт же людям! – сказал Борис, устало вздохнув. – Отсидели два урока и свободны целый день! А мы, как в казарме! Утром тренировки! Целый день под присмотром!Вечером до дома еле ноги дотаскиваем! Что за жизнь? Даже к девкам некогда сходить, побалдеть!
— Зато, вы на людей стали похожи! – услышав однажды ворчание Бориса, произнёс тренер. – И тебе, Боря, не стоит жаловаться! – Елизов усмехнулся. – Тоже мне, страдалец!
В один из дней команда после завтрака, как всегда, отправилась на озеро. Спортсмены растянулись на мелком прибрежном песке, подставив тела прямым лучам утреннего солнца. На пляже с каждой минутой становилось всё больше и больше отдыхающей и загорающей публики. Гимнасты, щурясь на солнце, с интересом рассматривали обнажённых девиц, которые прогуливались мимо них, демонстративно привлекая к себе внимание крепких ребят.
Борис вместе с тренером, рассматривая прелести то одной, то другой красавицы, отпускали в их адрес плоские комплименты, вызывая у девиц презрительные усмешки. Это продолжалось с полчаса.
Выкупавшись в озере, гимнасты вновь растянулись на горячем песке. В это время из стоявшей неподалёку от них беседки донеслась музыка. В беседке сидели два парня с гитарами в руках и мастерски играли на них самые модные мелодии. Они словно соревновались между собой, играя на гитарах то одновременно, то поочерёдно, профессионально исполняя различные эстрадные композиции. Не прошло и минуты, как почти вся отдыхающая и загорающая молодёжь, которая была на пляже, плотным кольцом обступила беседку с музыкантами.
— Во дают! – перевернувшись с живота на спину, произнёс Борис. – Как настоящие!
— Хорошо играют! – поддержал его Александр. – Артисты, наверное!
— Скорее всего! – согласился Борис.
Елизов, насупившись, молчал. Ему не понравилось, что внимание публики, а главное, девиц, обращено не на него и его ребят.
— А мы ничем не хуже этих! – вдруг задорно выкрикнул он и вскочил на ноги. – Подъём, мужики! Разомнёмся! А, ну-ка, делайте акробатику! И не стесняйтесь! Работайте в полную силу на песочке!
Поняв замысел тренера, Александр разбежался и сделал большую серию акробатических прыжков, завершив импровизированную комбинацию красивым затяжным сальто. Следом за ним с равными интервалами начали выполнять сложные акробатические прыжки и остальные гимнасты. Выполнив упражнения, они бегом возвращались в исходное место, занимали очередь друг за другом, и с разбега делали всё новые и новые каскады различных фликов, сальто и пируэтов.
Елизов добился своего. Все те, кто недавно слушал музыкантов, на этот раз плотным кольцом окружили спортсменов, оставив им место лишь только для акробатики.
— Знай наших! – ободрённые повышенным к себе вниманием, гимнасты старались, как на соревнованиях, легко и красиво выполняя опасные трюки. Это было для них делом привычным и обычным.
— Всё, ребята! Хватит! – глубоко дыша после выполнения упражнений, остановил гимнастов тренер. – Сегодня ещё напрыгаетесь! А теперь, всем отдыхать!
— Ещё! Ещё давайте! – кричали зрители.
Но тренер увёл спортсменов в сторону. Восторженные зрители благодарно захлопали в ладоши, расступаясь перед ребятами, которые направились к голубой глади озера. Проходя мимо девушек, стоявших у самой кромки воды, Елизов неожиданно привлёк к себе одну из них, обхватив её левой рукой за обнажённую талию. От неожиданности девушка резко оттолкнула от себя молодого человека, но увидев, что это один из спортсменов, которые только что устраивали им представление, игриво рассмеялась. Она забежала в воду и, быстро набрав в пригоршню воды, плеснула в Елизова. Другие девчата последовали примеру подруги и начали брызгать воду в проходящих мимо них ребят из команды Елизова. Те, в свою очередь, приняв вызов девчат, тоже начали брызгать в них водой. А когда девчата разбегались в стороны, пытаясь уклониться от брызг воды, ребята догоняли их и шутливо тащили в воду.
Тёплый летний воздух, пронизанный лучами яркого солнца, наполнился хрустальными брызгами воды, весёлым смехом ребят и визгом девчат.
Вадим с Александром, съёжившись от попавших на них холодных капель воды, посмотрели друг на друга. Они рассмеялись и с разбега бросились в воду, оставив товарищей по команде резвиться среди девушек.
Плавая в прохладной чистой воде, Александр опять вспомнил о знакомой незнакомке, сожалея, что её сейчас нет рядом.
Нарезвившись, спортсмены отправились в город. В автобусе вместе с ними оказались и девушки, с которыми они совсем недавно баловались в воде.
— Красивые вы ребята! –глядя Елизову прямо в глаза, начала разговор, та самая девушка, которую он на берегу после акробатики схватил в свои объятия. – А вы, здешние?
— Здешние мы, здешние. – Обнажил ровные белые зубы и улыбнулся в ответ Елизов. – Неужели у вас к нам интерес появился?
— О, да! – произнесла девушка полушутливо, полусерьёзно, продолжая улыбаться. – Замуж, вот, хотим, а хороших ребят встретить не можем!
Ребята с интересом слушали диалог тренера с девушкой. Борис хитро подмигнул Александру Дмитриевичу. Тот, не обращая на Бориса внимания, выразительно осмотрел девушку с ног до головы медленным взглядом.
— Однако! – вызывающим тоном произнёс он. – Вы очень смелая женщина! Я тоже хотел бы жениться, и готов это сделать немедленно! Мы с вами можем пойти в ЗАГС хоть сейчас, но при условии, что вы мне скажете, что вы ещё только девушка.
С минуту длилась молчаливая пауза. Девушка покраснела и на ближайшей остановке выскочила из автобуса вместе с подружками. Вскоре спортсмены о них забыли и, приехав в город, отправились обедать в столовую.
В конце июня, завершив сборы, команда была готова к первенству республики.

Exit mobile version