ВСТРЕЧА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Татьяна АРНИКА

— Сегодня перед вами выступят наши писатели-земляки, — председательница литклуба была похожа на простуженную рыночную торговку, а голос ее напоминал скрежет железа по мокрому асфальту. — Замечательный писатель Даниил Антонов и известная писательница Марьяна Кленовая. Марьяна немного задержится, она стоит в пробке, а Даниил Антонов уже сейчас готов рассказать вам о своем творчестве. Простите, как вас по отчеству?

— Да можно без отчества, — потупился Даниил.

— Ну, как же — без отчества? — укоризненно скрежетнула председательница, однако больше не настаивала. — Итак, слушаем писателя.

И Даниил, вскочив, как школьник перед большой взрослой аудиторией, в очередной раз стал говорить то, что уже рассказывал, выступая перед многочисленными районными и сельскими литклубами и обществами книголюбов (отчего-то всякий раз, страшно стесняясь и упирая взгляд в пол). Он говорил, что родился в Сибири, но переехал из любимого снежного края в среднюю полосу из-за болезни жены, которой врачи запретили жить в тамошнем климате, что заочно закончил литинститут, и литературную карьеру начал 30 лет назад. Рассказал, что на первых порах параллельно с литературным творчеством подрабатывал на заводе и печатался в заводской многотиражке и… не только.

О том, что рассказы поначалу не получались, говорить не стал. И о том, что каждый рассказ писал по полгода, переписывая по много раз, доходя иногда до исступления, разрывая в клочья листы, которые выходили из-под каретки пишущей машинки. Не стал говорить, что сочинял по ночам, а утром находил все написанное бездарным, и готов был рыдать из-за неумения выразить, то, что так хочется донести до читателей. Эти «бабьи истерики» очень не нравились его супруге Тамаре, и она обвиняла мужа в слабохарактерности. И много раз уговаривала: «Ну, если не получается, брось ты это все. Зачем тебе нервы и срывы? Займись другим». Или вдруг предлагала мягко и жертвенно: «Ну, что у тебя не получается, что? Давай я помогу…»

А потом он написал рассказ. Вдруг: неожиданно и легко и быстро. На одном дыхании. Рассказ опубликовал Толстый Литературный Журнал. Столичный. И этот рассказ выдвинули на престижную литературную премию, которую, правда, Даниил не получил. «Но это не беда — лауреатами не все становятся, номинантом быть тоже очень почетно, — говорила Тамара. — А у тебя еще все впереди. Ты еще станешь». Полгода Даниил почивал на лаврах. Интервью с ним напечатали в обеих местных газетах.

Потом шумиха улеглась, и от него стали ждать других произведений — «таких же емких, свежих и самобытных». И он выудил из стола тройку не самых позорных, на его взгляд, рассказов, и их тоже опубликовали. Потом рассказы попросили для областного литературного альманаха, и он отослал то, что уже публиковалось ранее в других изданиях, и пообещал сотрудничать… Еще его рассказы включили в небольшой сборник для начинающих авторов. Кажется, он назывался «Дебют» или что-то в этом роде.

А Даниил, между тем, сел за роман.

ВСТРЕЧА С ЧИТАТЕЛЯМИ: 13 комментариев

  1. Про председателей, даже в женском обличье, слышать приходилось, а про председательниц…
    От прочитанного ощущение такое, что автор(ша) никогда близко не общалась с настоящими (признанными) писателями. Но на художественный вымысел имеет право каждый. Ещё бы чуть грамотнее излагать.

  2. Большое спасибо за коментарий.
    Что касается «председательницы» — загляните в толковый словарь Ушакова. Ежели Ушаков для Вас устарел, слово председательница встречается и в толковом словаре Ефремовой. А также в нескольких десятках произведений и статей. Так что оно вполне имеет право быть и здесь.
    А по поводу общения с НАСТОЯЩИМИ писателями – так этот рассказик, в общем-то, с натуры писан. Я на ту ВСТРЕЧУ С ЧИТАТЕЛЯМИ в качестве журналиста приглашена была…

  3. Уважаемая Татьяна! Что пером Вы владеете, на уровне корреспондента, заметно. Пунктуацию корректор всегда поДправит. Председательница, председательша — в разговорной речи ухо не режет.
    В поисковиках инета ещё больше ссылок к словарям на эти слова. Но везде оговорка — разг. Считаю, что авторская речь, по возможности, должна быть литературной, хотя иногда, для иронии, имеет место быть.
    Литераторы с миллионными тиражами, вряд ли будут выступать с начинающими авторами в литклубе. Недавно была встреча с Евтушенко в ДК. Самый дешёвый билет — 100$. О диалоге с залом и речи не было. Выступление, как стихотворение, прочитанное со сцены.
    Ладно, хоть за автограф деньги не брал. А некоторые — берут 100 рублей, с оговоркой, что за границей, за каждый их автограф им платят 100$.
    С Евтушенко знакомы ещё с весны 90-го года, когда их «АПРЕЛЬ» закидывали тухлыми яйцами в ЦДЛ. Была такая организация «ПАМЯТЬ».

  4. Согласна с Вами, Юрий! Поисковик – великая вещь! Прошу:
    Библиотека классической литературы
    Чехов Антон Павлович. Живая хронология.
    «…Там за дверью, за своим письменным столом, сидит жена Шарамыкина, Анна Павловна, председательница местного дамского комитета, живая и пикантная дамочка…»
    Я еще там много нашла «председательниц»: у Ходасевича, Бунина и «детективщицы» Донцовой. Но не буду Вас этими цитатами утомлять. Так что – и в моем скромном тексте – вполне имеет место быть. 
    Стиль у меня, действительно, журналистский – подпортила его за годы труда на этом поприще.
    Теперь о литераторах с миллионными тиражами. Все же детективщица Марьяна, согласитесь, писатель – коммерческий. А для таких главное – продать как можно больше своих книг. Залог успеха, в том числе, и поездки-речи-встречи. В том числе и в занюханных районных клубах, члены которых обязательно принесут на такую встречу пачку книг для автографов.
    И журналиста пригласили на эту убогую встречу, чтобы он расписал ее в газете и привлек тем самым внимание к г-же детективщице, а заодно и к ее нетленкам.
    И блистала эта детективщица часа полтора, как только времени не пожалела!
    Да и Евтушенко этот Ваш тоже… Каждый продает себя как может…
    А в общем, речь в рассказике вовсе не об этом.

  5. Перед председательницей — сдаюсь. С матриархатом спорить бесполезно. Но миллионные тиражи… Сто тысяч считается массовым. А миллион, нынче, — что-то из-за облачных мечтаний. Хотя вполне с Вами согласен — рассказ не об этом.

  6. Ладно, признаюсь — приврала. Два миллиона — это общий тираж «детективщицы Кленовой». Я ей только что перезвонила и уточнила. ОК. Спасибо, поправлю.

  7. Ув. Татьяна!
    В таком виде выступления писателей мертвы уже с 1989-го или 1990-го года. Да и до этого ни шли по нисходящей. Кстати, насколько я могу судить, выступление было неудачным и скорее всего провальным. Литературный путь автора всегда интересовал слушателей в минимальной степени — ему бы что-то интересненькое или весёленькое послушать … Здесь, я думаю, аудитория стала потихоньку разбегаться. Практически в этом уверен.
    Не знаю, знакомы ли Вы с этим вопросом, но я-то периодически выступаю на эстраде как писатель-сатирик с 1987 г., работал и сольники (1 ч. 40 мин.) Выступал и по путёвкам Общества «Знание», и от книголюбов, и от Бюро пропаганды СП РСФСР. Писателей «весёлого цеха» и бардов всегда приглашали намного охотнее, чем прочих, но и у них периодически случались конфликты из-за разного понимания природы сатиры и юмора ими и начальством. У Вас получилась какая-то смесь того периода и чего-то современных реалий. Книгами большинство юмористов и сатириков торгует, не без этого, но вот чтобы кто-то за автограф деньги брал — не припомню, это здесь ув. Юрий Григорьев преувеличил, что «100 рублей, с оговоркой, что за границей, за каждый их автограф им платят 100$.» Это — обычная работа, только в отличии от артиста стоишь с бумажкой и обязан рассмешить публику. Кстати, если Вы журналист и написали об этом р-з, то не сообщите — это была касса или гарантия? 🙂 Такая деталь может быть достаточно важна 🙂 Напомню, пр и кассе не члену творческого союза можно было получить 40 % от валовой выручки, но не свыше 50 руб., а члену — 70 руб. При гарантии — 13.50 и 19 руб. При кассе публика более требовательная, но смеётся охотнее, при гарантии всё это не очень важно. Кстати, Шолохов был против оплаты писателей за выступления, но сам, правда, не выступал.
    С наилучшими

  8. Уважаемый Сергей!
    Большое спасибо за внимание к моему произведению.

    Честно говоря комментарии меня, очень удручили. Вот так: напишешь рассказик об душевных терзаниях творческого человека, а тебя тут же спрашивают: а сколько главному герою за выступление заплатили – 19 рублей ли 70?
    Удовлетворяю ваш интерес: встреча происходила в задрипанном районном литклубе (в помещении библиотеки). Выступали писатели СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО: интеллигентный Даниил приехал туда, потому что в силу своей интеллигентности отказаться просто не мог (и лишь потом понял, что приглашен на эту встречу для подстраховки – вдруг звезда Кленовая не появится), а сама Звезда не нуждается в оплате, ей ни 19 рублей не нужны, ни даже 70! 🙂
    Она приехала в качестве, гуманитарной помощи, что ли?.. Я, честно говоря, и сама не поняла – почему. Может, из-за того, что журналист там же присутствовал, а это – дополнительная раскрутка?..
    Но это, как говорится, закулисье. 😉
    А вот, как вы думаете, об душевных терзаниях у меня получилось?..

  9. Ув. Татьяна!
    Видите ли в чём дело — когда писатель о чём-то пишет, он должен разбираться в предмете лучше всех, да ещё и стремится сказать своё слово. Здесь ведь написано «Писатель Arnika», верно? 🙂 Я так и не понял из текста Вашего р-за, что говорил этот «Замечательный писатель Даниил Антонов» :), чего он не говорил, как реагировал зал, о чём он пишет … 🙂 Кто такая эта «известная писательница Марьяна Кленовая», приехала она — не приехала? Всё становится доступным только из комментариев 🙂 И почему он «интеллигентный Даниил»? 🙂 Это он Вам сказал или это Вы так решили? Но из текста этого не вытекает. Кстати, при чём тут «А Даниил, между тем, сел за роман.»?
    Затем, Вы задаёте вопросы: «Она приехала в качестве, гуманитарной помощи, что ли?.. Я, честно говоря, и сама не поняла – почему. Может, из-за того, что журналист там же присутствовал, а это – дополнительная раскрутка?» Если Вы не понимаете — то вначале разберитесь, а затем пишите. Как тут читателю понять-то, если самому автору неясно? Затем Вы не назвали год этого бессмертного концерта. А ведь скажем, 1989 и 1996 и 1998 и 2001 и т.д. — это качественно разные эпохи.
    «А вот, как вы думаете, об душевных терзаниях у меня получилось?» Я не знаю — Вы здесь писатель, а не я 🙂 Я здесь — читатель, ну, критик. От их лица могу сообщить, что испытываю духовные муки, когда пытаюсь разобраться в том, что Вы написали и к чему всё это 🙂 Кроме того, меня совершенно убивает фраза: «Потом шумиха улеглась, и от него стали ждать других произведений — «таких же емких, свежих и самобытных». » Это просто штамп, канцелярит советской эпохи и газетчина уровня районки, ну, плохой областнухи. Если Вы не верите мне — можете записаться куда-нибудь на мастер-класс (сайт http://www.grafomanov.net или http://www.litkonkurs.ru/i), и там Ваш текст разберут. Пока это и не литература, и не журналистика. Публицистикой здесь и не пахнет. А ведь здесь всё-таки сайт, подразумевающий ответственность перед читателем.
    Можно ли что-то сделать из этого сырья? Можно. Вот этот кусочек у Вас получился:
    — Сегодня перед вами выступят наши писатели-земляки, — председательница литклуба была похожа на простуженную рыночную торговку, а голос ее напоминал скрежет железа по мокрому асфальту. — Замечательный писатель Даниил Антонов и известная писательница Марьяна Кленовая. Марьяна немного задержится, она стоит в пробке, а Даниил Антонов уже сейчас готов рассказать вам о своем творчестве. Простите, как вас по отчеству?

    — Да можно без отчества, — потупился Даниил.

    — Ну, как же — без отчества? — укоризненно скрежетнула председательница, однако больше не настаивала. — Итак, слушаем писателя.»
    А дальше Вы спеклись. Дальше нужно брать образностью, литературным мастерством, умением показать суть через деталь, а не бессвязными газетными штампами.

    Переработайте остальную канву в том же стиле, и выйдет крепкий р-з-середнячок. Я бы взялся тысячи за 1,5 — 2, но пока Ваш текст просто нечитабелен. Дорабатывайте, причём серьёзно, если хотите, чтобы Вас читали. А душевные терзания у Даниила могут быть от того, что он почувствовал, что занимается не своим делом, а менять уже что-то поздно. Открыл Пушкина (Чехова, Толстого, Достоевского), прочитал внимательно и до него всё дошло. Вот так.
    С наилучшими

  10. Сергей!
    Огромное спасибо за ссылки! Оба сайта мне оч. понравились.
    Также благодарю за краткий разбор моего «произведения».
    Вообще-то мне больше нравится писать для детей. Но каких-либо сайтов, на тему «Как надо писать для детей» не нашла, сколько не пыталась. Может, подскажете, если знаете? 🙂

    Заранее спасибо.

  11. Писать для детей нужно как для взрослых, но ещё лучше, см.
    http:/tinyurl.com/prroaf
    http:/tinyurl.com/o8y8bc
    Этого Вам никто не скажет, а кто утверждает обратно, тот лукавит. Каждый вырабатывает свою манеру — в этом и состоят особености литературного ремесла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)