PROZAru.com — портал русской литературы

Собутыльники

Собутыльники

рассказ

автор: Александр Неклюдов

Сегодня по телевизору дискуссию вели: есть Бог, или нет его. Говорят Бог — Христос — идея светлая. Для кого может и светлая. Я историю из жизни расскажу, а вы додумывайте остальное. Вот скажите мне: кто лучше — друг или собутыльник? Если вдуматься в вопрос, то сразу на него и не ответишь. Что такое «друг»? Говорят — собака друг человека. Вот-вот! Аналогию прослеживаете?
А собутыльник?..
Собака, как ни уговаривай ее, пить не станет. За компанию потреблять отраву только человек способен. Отсюда и делайте вывод: кто вам лучше, к сердцу ближе — друг или собутыльник. Решаете? Решайте, а я вам про своего собутыльника расскажу. Как понимаете, по мне ближе, чем собутыльник, — и нет никого. Так-то!
Сидим, как-то однажды, я и собутыльник мой Вовка на берегу Иртыша, есть такая река, подле нашего города течет откуда и куда-то. Сидим под крутояром песчанным. Я рюмашки протираю, а Вовка мучается, зубами пробку с бутылки спирта «Роял» сорвать пытается.
Кругом красота такая: весна, апрель, река на другой берег, на луга, разливаться начала. И тишина, солнышко, никого не видно, никто не мешает. Вдруг, как бамкнуло сверху. Да так неожиданно, что я одну рюмашку упустил, она под низ к воде с крутояра и поскакала; а Вовка от неожиданности пробку на бутылке прокусил. Расслабились мы с Вовкой, в общем, совсем забыли, что наверху рядышком церковь стоит. А сегодня праздник какой-то церковный случился. В колокола ударили.
Пока Вовка из пробки зуб выдергивал, я вниз за рюмкой полез. Да не сообразил. Полез на четвереньках, головой вниз к воде. Вот балбес! У меня ведь гипертония. И голова кружит, если что тяжелое, скажем сетку с картошкой, подниму.
Полез я и чувствую через минуту — другую, к голове комок крови подкатывает, а назад ему ходу нет. Что делать, не знаю! А пока соображаю, все на рюмашку, что вниз скачет, гляжу и ползу вслед. Не привычны мы с Вовкой из горлышка бутылки пить. Догнать рюмку надо бы.
А комок в голове растет, уже спиной чувствую, холодеет спина, а ноги так те и онемели вовсе. Но делать то что? Сдаться? Рюмку в седых водах Иртыша утопить что-ли.
«-Нет, — думаю, — попович, сякой ты, этакий, что в колокол ударил, — не сдамся! Не будет по твоему. И рюмку догоню, и, если надо, Вовке зуб выдернуть помогу».
Но обрывчик в том месте, где мы с Вовкой расположились уж очень неказистый, крутой оказался. Не совладал я с ним, оскользнулся, песок из под руки поехал в сторону… В общем, перекувыркнулся я через голову и прям в воду скатился.
Пока катился, чего только не передумал! Жену вспомнил, не пускала она меня, сердешная, сегодня из дому. Не послушался! Соседку по этажу, что на лестнице с пустым ведром повстречалась, когда я из дому уходил. Уж, я тогда так сразу и подумал — к беде! Потом собаку, таксу брюхатую, что по двору бегала и на меня зарычала. А когда я обошел ее сторонкой, она так лаяла, так лаяла, словно предупредить хотела — не ходи мол, не пей сегодня!
Как же тут не пить! Это ведь не от жажды только. Это, как по телевизору говорят, образ и стиль жизни.
Вообщем, много чего я передумал, пока с обрыва катился. Берег то в этом месте высокий — пятиэтажный дом на воду поставь, так он, наверно, только-только крышей над ним и высунется. Вообщем, выпивка для меня с похмелки началась. Со всего маху в холодную воду! Тут и гипертония не поможет. Вмиг остыл. Только — только ледоход прошел. По берегу, там и сям еще кусочки льдин не растаявшие валяются.
Лежу я, страдаю, опомниться не могу, а тут новая напасть. Вовка зуб из бутылки выдернуть то выдернул, а с бутылем литровым совладать не смог. Вот он, родимый, пока я в воде лежал, как кара божья и достал меня. Представьте, литром спирта вас по лбу шмякнут! Что будет? Но ничего! Мы не из слабых. Голыми руками, даже если, то руки господни, нас так сразу не возьмешь.
Вообщем, удар я выдержал. В глазах вначале светло стало, но потом потемнело. Жив остался. Вовка вытащил. Может еще вода холодная помогла.
Пить мы с тех пор, конечно, не перестали, но под церковь больше не ходим. Лучше уж к вокзалу речному, а еще можно на пляже под грибочком. Там даже столик есть. Многолюдно, правда, зато от церкви далеко, никто больше бутылку и рюмки из рук не вырывает. Вот и рассуди, есть бог или идея только светлая.

11 мая 2000 г.

Exit mobile version