Наверное, это главный фактор, отличающий немецкую систему школьного образования от советской и постсоветской. Особенно, если брать сугубо морально-психологическую сторону проблемы. Согласитесь, звучит (и – воспринимается ребенком и родителями) совершенно по-разному: «остался на второй год» и «проходит повторный курс обучения в таком-то классе».
В первом случае – второгодник, в своем роде – изгой, чуть ли не преступник. Во втором – абсолютно нормальное явление. Были проблемы со здоровьем или в семье, трудно воспринимался тот или иной школьный предмет, да желания учиться, в конце концов, не было. Ничего страшного! Повторишь программу этого класса еще раз. Глядишь – все и образуется. Не ты – первый, не ты и последний. Многие так делают. И не по одному разу за весь курс обучения. А потом университеты оканчивают и в жизни устраиваются лучше других.
Конечно, повторять можно не до бесконечности. Если уж совсем хронический случай, то в Германии существует весьма разветвленная сеть средних учебных заведений: от гимназий до спецшкол. Так что место всегда найдут. Еще и посоветуют – куда лучше.
Правда, сии советы или рекомендации педагогического коллектива, у нашего брата-имигранта вызывают время от времени серьезные опасения в их непредвзятости. Учителя начальной школы считают, что ребенку надо продолжать обучение в Hauptschule, а для родителей-то он самый умный и способный. Это просто у немцев так выражается нелюбовь к иностранцам. Прямо в глаза сказать боятся, вот и пакостят там, где могут. Прикрываясь «заботой» о будущем ученика.
Если это так, то нашему «герою» прямая дорога в гимназию. Уж там он себя покажет! А через год или полтора оказывается, что учителя-то были искренни в своих рекомендациях. И к иностранцам в стенах своих учебных заведений они уже давным-давно привыкли. Просто хотели – как лучше. А получилось…
Прислушайся родители к советам профессионалов – их сын бы за год-два подтянулся в учебе и перешел потом вполне обоснованно в гимназию. Не говоря уж про то, что и после Hauptschule туда дорога не закрыта. Надо только стараться. И результаты показывать. А так… Уж, коль один раз из гимназии «попросили», второй раз туда уже вряд ли возьмут. Да и морально себя чувствуешь как-то не очень. Если уж совсем честно.
И с таким настроением надо учиться дальше. Самому! Это там всех заставляли. С милицией, парткомом или профсоюзным комитетом. Здесь – свобода. Демократия. Умереть с голоду и ночевать под забором тебе никто не позволит, а в остальном – выбирай сам.
Только вот: все ли к этому готовы? Отсутствие насилия над личностью ребенка – это хорошо. Но и отдавать все на откуп самосознанию и самоподготовке… Местные жители хоть на этом выросли, хотя, нельзя и утверждать, что им от этого легче. Мы же больше привыкли к различным «тормозам», ограничивающим и направляющим нашу повседневную жизнь. И когда их все в одночасье сняли…
К слову заметить, коренные жители Германии тоже уже давно не в восторге от своей системы школьного образования. Если еще не рыдают во весь голос, то всхлипывания раздаются все чаще. И – с разных сторон.
Так, в 2001 году, после появления результатов первого международного теста PISA, оказалось, что ФРГ выглядит весьма плачевно по сравнению с другими европейскими странами. Исследование PISA, проведенное по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), также продемонстрировало наличие прямой связи между школьной успеваемостью и социальным происхождением. Самые слабый, а порою, и катастрофический уровень знаний оказался у школьников из семей с низким доходом и у детей иностранцев. Правда, иностранцы берутся вообще, без градации по странам происхождения.
Особенно высока концентрация трудных учеников в так называемых основных школах (Hauptschule). И сегодня за ними закрепилась репутация заведений для плохо обучаемых подростков. Поэтому большинство учащихся чувствуют себя изгоями общества. Эксперты предлагают два пути выхода из кризиса: реформу обучения в основных школах и полную отмену этого вида образовательных учреждений. Тем более что земли бывшей ГДР уже вообще отказались от них. И международный координатор Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher) рекомендует западногерманским землям последовать этому примеру. Другие эксперты предлагали пойти еще дальше и перейти на систему единых школ (Gesamtschule).
А в июле 2006 года были обнародованы результаты исследования, проведенного Prognos AG из Базеля по заказу фонда имени Роберта Боша. Согласно нему к 2020 году в Германии число школьников сократится по сравнению с 2005 годом на 2 миллиона человек. А это означает, что федеральные земли Германии смогут существенно сэкономить на бюджете для школ. В общей сложности к 2020 году экономия составит 100 миллиардов евро.
Школьников будет меньше по всей Германии, но печальным «лидером» станут восточногерманские земли. В Бранденбурге к 2020 году будет на 35 % меньше учеников, а в Мекленбурге — Передняя Померания — на 30 процентов. И лишь в Гамбурге ожидается рост числа учащихся. Он составит по прогнозам 3,2 %.
Таким образом, если читать «между строк», обществу предлагалось подождать еще полтора десятка лет. Тогда появятся деньги, которые смогли бы покрыть семьдесят пять процентов расходов на широкомасштабную реформу в системе образования. Но ведь за эти годы во взрослую жизнь выйдет еще одно поколение учеников. И они принесут в постоянно меняющийся мир не просто старые проблемы, а проблемы закоренелые. Если не социальные конфликты.
Уже сегодня многие считают, что помимо преподавателей, немецким школам нужны и социальные работники. Причем они должны быть выходцами из той же культурной среды, что и ученики. Пока же зачисление в штат соцработников турецкого, арабского или российского происхождения носит лишь единичный характер. Про учителей в этой связи даже и говорить не хочется. Не нужно, конечно, брать на работу всех в подряд, ориентируясь только на соответствующую социально-культурную среду. Но, когда некоторые гимназисты владеют, допустим, русским языком (изучаемым, естественно, как иностранный) лучше своего учителя с двадцатилетним стажем – это, согласитесь, нонсенс.
И вот совсем недавно в печати появились сообщения о том, что в немецких школах все-таки назрели перемены. Критики современной системы школьного образования в Германии предлагают отменить иерархию, ввести единые стандарты обучения и плотнее заняться интеграцией иностранцев. Необходимо также введение единых стандартов образования для всех федеральных земель, структурная реформа и создание школ продленного дня.
Специалисты ОЭСР еще шесть лет назад обратили внимание на различный уровень знаний школьников из разных регионов. Земельные министерства образования не готовы отдавать бразды правления обратно в центр, однако приняли единые стандарты знаний, которыми должны обладать учащиеся 5-х, 10-х и 11-х классов. Кроме того, к концу 2007 года во всех землях, кроме Рейнланд-Пфальца, будет введен единый государственный экзамен на получение аттестата зрелости.
Однако нигде пока не говорится о едином для всей страны начале и конце учебного года. Не то, чтобы это было уж настолько принципиально вообще. Но вот в связи с государственным экзаменом на аттестат зрелости возникают весьма интересные мысли. Если экзамен государственный и единый, то его задания (вопросы, упражнения) должны быть, по идее, одинаковы для всей страны. И вот выпускник гимназии из Ганновера, у которого учебный год заканчивается в середине июля, этот рубеж успешно преодолел. А потом позвонил (написал по электронной почте) своему другу или родственнику из, допустим, Дортмунда. У которого данное испытание будет только в первой декаде августа. Далее, как говорится, по тексту… Имеем, так сказать, определенный горький опыт.
Опять же, данный экзамен будет таки во ВСЕХ федеральных землях, или все-таки во всех, КРОМЕ?
Да и неожиданно возникшая у некоторых чиновников от образования горячая любовь к так называемым единым школам или (в некоторых землях) IGS (Integrationsgesamtschule) тоже вызывает определенные опасения. Конечно, Hauptschule уже давно вызывает серьезные нарекания по целому ряду вопросов. Но и рассчитывать, что IGS их успешно и безболезненно решат, тоже кажется преждевременным. Это, если говорить мягко.
В общем, все согласны, что с этим надо что-то делать. Хорошо бы еще правильно определиться – что? И – как?
А, почему бы ни взять лучшее из того, что было в советских школах. Соединив его с удачными местными идеями и наработками. Ведь повторение – это, действительно, не так уж плохо. Особенно, если исключить старые ошибки и не добавлять новых.