Наделённые огромной силой жизнелюбия

Г. Антюфеев.

Наделённые огромной силой жизнелюбия

Получив предложение посетить ХI Паралимпийские игры в Сочи, я не мог в это поверить. Слишком фантастично.

Однако, когда  претендентов на поездку собрали сотрудники Суровикинского Центра социальной защиты населения для беседы о предстоящем вояже, предложение стало приобретать реальные черты. Социальная служба обеспечивала расходы по транспорту, проживанию и питанию болельщиков с ограниченными возможностями.

А день, когда наша делегация в составе двадцати одного человека отправилась в Волгоград и там встретилась с представителями других районов, подтвердил истинность поездки.

Автобусы двинулись в сторону Черноморья. Дорога с равнинных мест привела к горному серпантину, где за каждым поворотом открывались удивительные пейзажи с  речками, перевалами, ущельями, уже цветущими деревьями и низко плывущими облаками.

Недалеко до Сочи остановились на блок-посту, где проверялись паспорта.

Как говорится, долго ли, коротко ли, но под лучами ласкового южного солнца въехали на территорию гостиничного комплекса «Александровский сад».

Нас встретили, разместили в небольших номерах с телевизором, холодильником, кондиционером и ванной комнатой, а потом пригласили на ужин. Шведский стол с широким ассортиментом блюд постоянно ожидал нас во время пребывания на Паралимпиаде.

Следующее утро ознаменовалось ранним подъёмом: нужно вовремя добраться до горнолыжного комплекса «Лаура». Двигались в бодром ритме по почти ночному городу. Прибыв на вокзал, встречаемся с массой народа, так же уезжающего в горы. Впервые столкнулись с досмотром. Вещи, взятые с собой (сумки, рюкзаки), а также верхняя одежда подлежали сканированию, а каждый человек – досмотру полицейского. Досмотр производился быстро, ненавязчиво, вежливо.

Вышли на перрон и терпеливо дожидались электропоезда «Ласточка». Дизайн вагонов выдержан в современном духе, в каждом – контейнеры для мусора.

От остановки «Красная Поляна» направляемся к канатной дороге. Фуникулёров здесь огромное количество, они беспрестанно движутся, доставляя людей в горы и обратно. Открывающийся из кабины канатки вид завораживает. Кажется, плывёшь меж гор, цепляя краешки облаков… Дома, речушки, деревья уменьшаются, и создаётся впечатление полёта на воздушном шаре. Только у опор, когда верхушки деревьев подступают ближе, осознаёшь, что не летишь, а скользишь по направляющему тросу. Удивляет мощь агрегатов, заставляющих сновать кабинки вверх-вниз, прочность конструкций, удерживающих не одну тонну груза… С одной канатки перешли на другую. Она вывозит болельщиков к стадиону. До него можно дойти или доехать на «газельке», которую здесь именуют «шаттлом».

Через два с половиной часа пути от гостиницы наконец-то видим лыжную трассу. На ней, нарезая круги, разминались спортсменки.

Перед стартом объявили состав участниц на дистанции 12 километров. Каждую болельщики приветствовали громкими криками, размахиванием флагов и флажков. Лыжницы, сидя в специальных креслах, сразу же задали бодрый ритм. Поразило, как они лихо преодолевали подъёмы, резко и сильно отталкиваясь палками от снежного наста. Проехав по стадиону, паралимпийцы скрылись из вида зрителей, находившихся на трибунах. На протяжении пути болельщики подбадривали лыжниц, невзирая на принадлежность к той или иной стране. Такая же доброжелательная атмосфера царила и на других состязаниях, где довелось побывать.

Напротив трибун установленный огромный монитор отражал перипетии соревнования, выхватывал крупным планом лица спортсменок, зрителей в разноцветной одежде с флагами, шарфами, с взметающимися вверх руками.

Помимо видеоряда гонка сопровождалась рассказом комментатора о спортсменках, об истории Паралимпийских игр.

Из четырёх заявленных от России лыжниц на пьедестал почёта попала Светлана Коновалова, завоевав бронзу. Мы тогда вряд ли могли предположить, что российские спортсмены удостоятся восьмидесяти медалей, тридцать из них будут золотые, двадцать восемь серебряные и двадцать две бронзовые. Потрясающий результат! Это рекорд Паралимпиад.

С флагами, речёвками, скандированием «Рос-сия! Рос-сия!» болельщики двигались со стадиона.

А нашей делегации в этот же день предстояло ещё посетить следж-хоккей в Олимпийском парке.

Арена «Шайба» была заполнена по самую завязку. Зрители, разогревая азарт, махали над головами флагами, по которым можно было определить их государственную принадлежность, хлопали в ладоши, поднимали «волну», пританцовывали под музыку, что неслась из мощных усилителей.

На ледовую площадку лихо выкатились судьи. Затем хоккеисты. У меня при взгляде на них, возникло замешательство. И неудивительно. Привык видеть высоких, крепких парней, а тут в хоккейной коробке разъезжали в низких креслах с коньковым лезвием люди без ног…

После разминки рефери опустились на одно колено, к ним подъехали капитаны команд, все обменялись рукопожатием.

Свисток! Игра между сборными России и Италии началась. И тотчас забылось, что перед тобой необыкновенные хоккеисты. Самоотдача, самоотверженность прослеживалась в каждом движении, в каждом микро-поединке. Спортсмены применяли силовые приёмы, бесстрашно ложились под броски… Итальянцы на первых порах прибрали инициативу в свои руки, подолгу держали шайбу, часто стреляли по нашим воротам. Однако вратарь российской сборной Владимир Каманцев всякий раз отражал или ловил каучуковый снаряд. Его непробиваемость вдохновила товарищей по команде и, всё чаще и чаще хоккеисты в красной форме врывались на половину соперников. В одной из атак бросок достиг цели, и голкипер итальянцев выгреб шайбу из ворот. Стадион взревел, возликовал в едином порыве! «Гол!», «Россия!» – летело с трибун, и, подгоняемые поддержкой, наши хоккеисты добились очередного успеха. А потом ещё и ещё… Семь безответных голов зафиксировали судьи во встрече.

С трибун неслось громогласное «Молодцы!», в ответ российские хоккеисты в приветствии взмахивали руками и клюшками. Победа!

При выходе со стадиона и из парка болельщики продолжали громкими криками праздновать успех  сборной, всем хотелось поделиться радостью, поэтому обнимались друг с другом, с волонтёрами.

Уставшие (матч закончился около 22 часов, а были на ногах с пяти утра), но  довольные мы вернулись в «Александровский сад».

За восемь дней на Паралимпиаде суровикинцы побывали на многих состязаниях. И везде царила дружеская, тёплая атмосфера. Улыбки, приветствия незнакомых людей подпитывали положительной энергией.

Особо хочется отметить волонтёров. Их было много. Приехали добровольцы в Сочи со всей страны и из-за рубежа. Они выполняли разнообразную работу, начиная от уборки в помещениях и на улице и заканчивая вождением электрокаров на территории Олимпийского парка. Были готовы в любую минуту подсказать, как и куда пройти, помочь инвалидам, посоветовать, где и что можно посмотреть помимо соревнований. Разного возраста, от студенческого до пенсионного, национальности, цвета кожи, волонтёры воплощали идеал общения, устремлённости быть полезным.

Кроме добровольных помощников много встречалось стражей порядка, но их работа была незаметна, что свидетельствует о высоком уровне подготовки службы в период масштабных событий. Так же незаметны были и казаки, выполнявшие охранные функции.

Любой крупный форум немыслим без выставок, павильонов, торговых точек, примечательных мест, концертных программ.

На территории Олимпийского парка хватало всего. Конечно же, центром внимания являлся факел с огнём, который виден не только со всех сторон парка, но и далеко за его пределами. Факел вздымается из огромной фонтанной чаши. Через определённое время из чаши под музыку и подсветку взмывали вверх водные струи. Тогда олимпийское пламя стремились запечатлеть на фото и видеокамеры все, кто находится рядом.

Огромный выставочный комплекс приютил под своей крышей экспозиции со всех регионов страны. В каждом отделе представлены экспонаты, наиболее ярко характеризующие область, край или республику. Прогуливающаяся по комплексу публика рассматривала изделия декоративно-прикладного творчества, проспекты, альбомы, рассказывающие об индустрии, сельском хозяйстве, культуре, фотографировалась с хозяевами павильонов, обменивалась впечатлениями.

Пользовался повышенным вниманием отдел, знакомящий с Ханты-Мансийским автономным округом. Фигурки мохнатых мамонтёнков привлекали к себе посетителей, особенно детей. Ребятня гладила их, разговаривала с ними и одаривала восторженными взглядами родителей и находившийся рядом народ. Этот же народ терпеливо отстаивал очередь в мини-кинотеатр, оформленный под чум, где демонстрировали фильм об округе в формате 5D. Посмотрели фильм и мы с супругою  Еленой. Путешествие по краю показывалось в стереоизображении и сопровождалось порывами ветра и встряской кресел, имитирующих езду. Ветер должен был быть, по всей вероятности, холодным или, по крайней мере, прохладным, потому что зритель мчал по снежным просторам. Однако из-за сильной нагрузки аппаратуры ветерок теплом ласкал посетителей, что никак не портило впечатления от увиденного… Когда экранный шаман прощально взглянул на нас и растворился в тумане, стало чуточку грустно от расставания с округом и с современным чудом кинематографа.

А ещё в Олимпийском парке смотрели выступления профессиональных и самодеятельных артистов, посетили корейский павильон, где увидели представление танцовщиц с большими цветами в руках. Непривычная, но приятная русскому уху мелодия, красота движений кореянок завораживали, и так же не хотелось уходить после завершения мероприятия.

Закусочные, сувенирные ларьки в достаточном количестве. Правда, и там, и там цены кусались.

Но народ наш ушлый, быстро разузнал, где можно отовариться подешевле, и поэтому посещал Адлер и Абхазию с её почти бросовой ценой на мандарины…

Море. Оно переливалось изумрудом в пределе зрения и сманило к себе земляков в первый же день приезда. Наиболее отчаянные даже побродили в волнах, поиграли с прибоем…

Однако пора снова возвращаться к событиям Паралимпиады.

Мы посетили многие соревнования, за исключением биатлона. Не перепали нам билеты на него…

И всякий раз, глядя на людей с ограниченными возможностями, поражался их достижениям, независимо от занятого места – первого или последнего. Ведь каждый выход на старт – это пример высочайшего духа, мужества, стремления к покорению вершин, что и здоровому человеку зачастую не по плечу. Многое из того, что выполнялось на Паралимпиаде, остаётся за гранью моего понимания. Как, например, можно слабовидящему или вовсе незрячему мчаться с горы на лыжах вслед за гидом (так называют спортсмена, который «ведёт» за собой подопечного)? Инвалиды двигаются исключительно на слух. А как можно стрелять по мишеням в биатлоне, руководствуясь тем же слухом? А преодолевать спуски, подъёмы, повороты на лыжной трассе? Как возможно зрячим на скорости за сто километров в час нестись по горнолыжной или слаломной трассе на одной ноге или в специальных сиденьях, прикреплённых к лыжам? Сколько бы мне ни объясняли, какие бы доводы ни приводили, всё равно не смогу до конца уразуметь, каким бесстрашием, неуёмным желанием доказать свою состоятельность обладают спортсмены-инвалиды. Не смогу. Смогу только восхищаться и восторгаться с комком в горле…

Семь тысяч болельщиков вмещают трибуны горнолыжного центра «Роза Хутор». Трибуны там – своеобразный конструктор, собранный из труб, ступенек, зрительских секций с сиденьями, обзорными площадками. Инженерная мысль удивляет фантазией и воплощением в реальность задуманного. Изумляет и масштаб сочинского строительства,  в преддверии Олимпиады, начиная от зелёных зон и заканчивая современнейшими дорожными развязками. Можем, если захотим, любые проекты осуществить. И увиденное переполняет душу гордостью за Родину.

Предусмотрено и всё для того, чтобы инвалидам было комфортно как на улице, так и в помещениях. Везде пандусы, подъёмники для колясок, будь то лестничный марш или общественный транспорт. В лифтах пятиэтажек «Александровского сада» озвучиваются номера этажа, лифтом можно воспользоваться и на любом паралимпийском стадионе.

На «Розе» мы с Леной не только болели за лыжников и лыжниц, но и посетили расположенный возле бурлящей речки этногородок. Он включает в себя разнообразную архитектуру: буддийский храм, русский терем, кавказские строгие дома, похожие на крепости… Улицы городка вымощены брусчаткой в виде цветов и небольшого «плавающего» рельефа. Возле строений рассыпаны украшательства: скамейки, фонарные столбы, конные телеги, колодцы… В самих зданиях позже разместятся рестораны, бары, развлекательные павильоны, выставочные залы. Зона отдыха, где можно будет выпить, закусить, отдохнуть сфотографироваться на фоне «экзотики». Из всего строящегося комплекса работает лишь казанский отдел.

Посмотрели соревнования по кёрлингу и даже попробовали себя в роли кёрлингиста-паралимпийца.

Болела суровикинская делегация за российскую сборную в финальном матче по следж-хоккею. Вот где эмоции били через край! Вот где многие болельщики лишились голоса!

Матч выдался тягучим, со множеством силовых единоборств и завершился победой американцев. Однако ни один человек на трибунах не посмел бы обвинить наших спортсменов в инертности, напротив, все наблюдали запредельную самоотдачу и желание стать чемпионами. Ну, не получилось. Получится в следующий раз. Поэтому стоя зал долго скандировал: «Молодцы, молодцы!»

Как один день промчалось время пребывания на Паралимпиаде. Наступил последний. С торжественным закрытием.

Чем ближе подходил час церемонии, тем больше стекалось народа в Олимпийский парк и двигалось к стадиону «Фишт». Разноцветные одежды, флаги, дети, взрослые, здоровые, инвалиды на колясках, с тросточками. Похлопывание ладонь о ладонь с волонтёрами, обнимание с ними, с болельщиками, можно сказать братание всех народов на отдельно взятой территории Российской Федерации. Фотокамеры мигали вспышками, спеша увековечить последние мгновения ХI Паралимпийских зимних игр 2014-го года в Сочи.

Переполненный стадион приветствовал участников игр, а затем хореографическую композицию танцоров на инвалидных колясках. К танцорам в светящихся костюмах присоединились воздушные гимнасты. Летающие в высоте небесные создания в виде то ли хрустальных цветов, то ли ангелов исполнили красивую композицию.

На фоне абстрактных рисунков на площадке разыгрывалось масштабное действо, над которым плыла надпись на английском языке «невозможно». К надписи из цветных кубов по канату взобрался инвалид-колясочник и превратил её в слово «возможно».

Красочная композиция со световыми эффектами, салютом перешла в церемонию передачи паралимпийского флага от Сочи корейскому городу Пхенчхан.

Президент Международного паралимпийского комитета Филипп Крейвен поблагодарил организаторов соревнований за прекрасные условия и на русском языке произнёс: «Спасибо, Россия! Спасибо, Сочи! Дай пятёру волонтёру!» В ответ зал взорвался шквалом аплодисментов и приветственных криков.

Огонь, символизирующий Олимпийские и Паралимпийские игры, медленно погас…

После официальной программы зрители и спортсмены окунулись в мир яркой вечеринки с фейерверком, музыкой и огромными мыльными пузырями, что олицетворяли веселье и радость.

Волонтёр Паша Лагутин, сопровождавший нашу делегацию, тихо произнёс: «Ну, вот и закончилась сказка…»

Закончилась, но оставила много положительных впечатлений от общения со знакомыми и незнакомыми, от сопричастности с масштабным форумом, от мощного позитива, исходящего от людей, обделённых судьбой, но наделённых огромной силой  жизнелюбия.

Март 2014 года.

Наделённые огромной силой жизнелюбия: 2 комментария

  1. У нас не любят говорить об инвалидах, их как будто не существует. Лишь недавно стали строить магазины со спуском для инвалидных колясок. Вы выбрали сложную тему,но оправдано! Спасибо. Всегда удивляюсь мужеству и великой силе этих людей. Они вызывают восхищение. Такое стремление к победе,столько мужества. Но игры заканчиваются и люди вынуждены возвращаться в свой мир….не такой радужный……….жизнь.

  2. Это так. Но зацикливаться на своей ограниченности не стоит. Жизнь — многогранна, многолика, в любом состоянии нужно стремиться видеть позитив. Тогда легче преодолевать невзгоды. Говорю так, потому что сам один из них…@ bianka.ry:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)