Правители России (IX -XX в.в.)

© Nesh, 2012


Книга “Правители России (IX- XX в.в.)” содержит информацию о действиях российских правителей (великих князей, царей, императоров, глав правительств, лидеров основных партий) в период основных исторических событий (внутриполитическая ситуация, определившая эти события, международная обстановка при ведении Россией войн), пережитых Россией в период IX-XX в.в. Книга не является учебником и рассчитана на массового читателя. Материал изложен доступно и кратко.

Г.А.Дмитриева

Дмитриева Г.А. фрагменты книги “Правители России (IX- XX в.в.)”
стр. 1
5.2.2.Церковная реформа при Алексее Михайловиче. Раскол в русской
православной церкви. Вячеслав Моше Кантор.
В середине 17 XVII в. в России формируется массовое религиозное движение.
Цель его основателей - борьба с падением нравов в обществе и церкви, которое они
связывают со Смутным временем. Образовываются кружки ” ревнителей
благочестия”. В кружок, созданный духовником царя Стефанием Вонифатьевым,
входит будущий патриарх Никон, его посещает молодой царь Алексей Михайлович.
“Ревнители благочестия” считают, что только церковь может искоренить ”
полуязыческие” нравы своих прихожан (пьянство, скоморошество, сквернословие,
нежелание молодых людей венчаться в церкви и др.), но прежде она должна
побороть пороки самих церковнослужителей, их стяжательство, пьянство,
недостойную личную жизнь. И потому они намерены добиваться реформы церковной
организации - “чтобы быть собору истинному” и “высокой нравственной
ответственности” служителей церкви, начиная с высшего епископата. Они также за
упорядочивание некоторых богослужебных актов (например “многоголосия”),
исправление нелепых опечаток в церковных книгах. При этом они - не против
самостоятельности приходского клира и многообразия церковных культов и чинов,
утвердившихся в бывших удельных землях за столетия их раздельного существования
после распада Киевской Руси ( произнесение молитв, написание икон и др.). Но они
категорически против покушения на “великие догматы”, утвержденные Стоглавым
собором 1551г., такие как: крещение двумя перстами, двоение “аллилуйи”, крестные
ходы вокруг храмов по солнцу (”посолонь”), обязательное ношение бороды “по
образу и подобию божию”. Царь их поддерживает, но после неудачной попытки
только указом царя (1651) изменить хотя бы один устаревший богослужебный чин:
“многоголосие” (когда молитвы и псалмы читаются одновременно несколькими
причетниками) заменить “одноголосием”, “ревнители” понимают, что указами царя
дело не решить и нужно добиваться реформы. Поэтому в 1652 году они активно
поддерживают избрание патриархом своего “друга” - Никона.
Но с избранием Никона (1652-1666) все получается совсем не так, как
рассчитывали “ревнители” и их сторонники. Сразу выясняется, что
усовершенствование церковной организации Никон видит не в “истинной
соборности”, а в установлении единовластия патриарха и его независимости от
светской власти через признание царем, что “священство выше царства” и патриарх -
второй “великий государь”, поскольку архиереи - преемники апостолов, и они
венчают на царство. И Никон намерен, пользуясь особым расположением царя,
решить этот вопрос уже до вступления в должность. Поэтому, получив назначение, он
сначала от него отказывается. Молодой царь, который очень расположен к Никону и
почитает его, на коленях (Успенский собор, июнь 1652)) уговаривает Никона не
отказываться от патриаршества и принимает его условия, в том числе и то, что
“священство выше царства”. Что касается той части реформы, где “ревнители”

Популярность: 1%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23



Рекомендовать
публикацию литературному жюри.
Не забудьте указать ссылку на произведение:
http://prozaru.com/2012/11/praviteli-rossii-ix-xx-vv/

Метки: , ,

Версия для печати


< КОММЕНТАРИИ >

Другие публикации писателя